Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю
№ п/п | Мыслители | Дата жизни | Вклад в формирование мировой философии |
1. 2. 3. 4. 5. | Фалес (Thales) Анаксимандер (Anaximander) Анаксимен (Anaximenes) Гераклит (Heraclitus) Парменид (Parmenides) | Около 630-560 гг. до н.э. Около 610-546 гг. до н.э. 585-525 гг. до н.э. Около 500-х гг. до н.э. V век до н.э. | - считается первым философом и естествоиспытателем; - утверждал: «вола есть все»; - считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением. - не считал, что вола есть первооснова всею сущего; - ввел понятие апейрон в качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени); - считал Фалеса первым философом. - рассматривал воздух как первооснову мироздания; - определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля. - выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников; - утверждал, что вех; находится в состоянии постоянного изменения или движения; - изменение происходит согласно неизменному закону (логосу); -этот закон включает взаимодействие противоположностей; - это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию; - считал, что настоящей субстанцией изменяющихся вещей является не вещественная первооснова, а логос; - огонь- источник всего сущего; - видел связь между философией природы и экономикой; - в политологии толкует Герайлита как сторонника войны; - имеет взгляды о мире. - утверждает, что изменение является логически невозможным; - считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас; - предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации; - внес вклад в развитие логического мышления. |
6. 7. 8. 9. 10. | Эмпедокл (Empedocles) Анаксагор (Anaxagoras) Демокрит (Demokritus) Пифагор (Pythagoras) Упанищады | 492-432 гг. до н.э. 498-428 гг. до н.э. 460-370 гг. до н.э. VI-V вв. до н.э | - до нас дошло около 150 фрагментов ею работ; был магом и натурфилософом; - вместе с Анаксагором считается философом - примирителем через формулу: «некоторые веши находятся в состоянии изменения, а другие - в состоянии покоя»; - в основу бытия клал четыре первоначала - огонь, воду, воздух, землю, а также две силы разъединяющую (ненависть, вражда) и объединяющую (любовь); - ему удалось разработать модель, включающую изменения и неизменное в основе бытия. - сохранилось 22 фрагмента его работ; - в основу бытия клал бесчисленное количество элементов; - категорию изменения трактовал так же. как и Эмнедокл; - в отличие от Эмпедокла оперировал только одной силой – умом; - природу считал телеологической, целенаправлен ной. - сохранилось от 200 до 300 фрагментов его работ; - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом; - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении; - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики; - атом положен не только в основу бытия, но в основу теории познания. - пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, - фундаментальном начале природы и об изменении; - «раскрывали» природу с помощью математики; - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией; - в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной; - математические исследования носили религиозный характер; - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое; - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания; - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества; - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний; - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества. - центральная тема - учение о переселении души; - обожествление атамана и брахмана; - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека; - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений; - легитимируют карму и кастовую систему. |
11. 12. 13. 14. | Буддистская философия Бхагавадгита (Божественная песнь) Конфуций (Confucius) Даосистская философия | 551-479 гг. до н.э. | - резко выступала против древней ведийской литературы; - это философия спасения человека; - состояние освобождения – нирвана; - «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний; - главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -этоиллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни; - идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше); - буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство; - учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций) - Желание и отвращение - подлинные враги человека; - идея поддержания справедливого космического порядка; - кастовая система остается нерушимой частью порядка; - философская идея освобождения. - это контроль индивида над своими действиями, несвязанными с мотивами или желаниями; - насилие уничтожается огнем знания. - современник Будды, Фалеса, Пифагора; - китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной; - обнаруживает мало интереса к философии природы и религии; - как и для Сократа в основу своей философии ставит человека; - правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity); - идея любви к ближнему - в принципе мира; - защищает строго иерархическую организацию общества; - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг; - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения; - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости. - даосизм в отличие от конфуцианской этики характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением; - представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы; - Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия; - «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего; - дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует; - есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»; - считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность; - высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование; - выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства. |
15. 16. 17. | Софисты: - Горгий - Фрасимах - Протагор Протагор Сократ | 481-411 гг. до н.э. Около 470-399 гг. до н.э. | - первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.); - поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии; - поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления; - за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период; - ввели этико-политические вопросы в развитие демократии; - поставили вопрос о социальной функции права в обществе; - переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами. - его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением; - выдвинул мысль о пределах человеческого познания; - указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания; - высказал положение о невозможности познания Бога; - считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ; - вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства. -в центре его внимания была не натурфилософия. а гносеологическая и этико-политическая проблематика; -в познании его интересовал аиализ понятий (определений) с помощью диалога; -в этико-политичсекой сфере опровергал скептицизм софистов; -его этика основывалась на системе «добподетель - знание»: -считал, что человек должен приобрести нормальное понимание жизни » социуме; -сформировал триаду знания: фактуалыное знание, нормативное знание, поведенческое знание; -считал, что всеобщее благо постижимо; -пытался дать конечное обоснование этики с помощью не только разума, но и божественной мудрости; -беседовал со своим внутренним голосом, которого называл демоном; -развивал онтологию и гносеологию морали; -совершенствовал технику убеждения в диалогах; -определил концепцию счастья (счастье это не удовольствие, а согласие с самим собой, чистая совесть и самоуважение). |