Новгородская и Псковская феодальные республики

Органы власти и управления Политический строй В. Новгорода характеризовался тем, что новгородские князья были не наследственными, а выборными; город являлся республикой. Другой характерной чертой политического строя было то, что В. Новгород был не только столицей земли, но и носителем высшей власти, носителем государственного суверенитета. В соответствии с этим город назывался «Господин Великий Новгород».

Общегородское вече – собрание всех свободных горожан (кроме женщин) – высший орган власти. Собиралось по мере необходимости на определенном месте – Ярославовом дворе. Решения принимались единогласно. Компетенция вече ничем не ограничивалась. Оно избирало и смещало должностных лиц, ведало финансами, внешней политикой, объявляло войну и заключало мир, обладало судебной властью.
Вечевая изба – канцелярия веча. Делопроизводство велось вечевым дьяком. Здесь хранилась особая вечевая печать, которая считалось государственной печатью В. Новгорода.

Совет «Оспод» (боярский совет). Ему принадлежала реальная власть в Великом Новгороде. Составлялся из верхушки бояр и высшей новгородской администрации: посадников, тысяцких, сотских, кончанских старост. Первоначально в состав совета входил и князь. Возглавлял совет бояр владыка, архиепископ Софийского собора. Боярский совет решал вопросы внутренней и внешней политики. Он же решал, какие дела следует внести на рассмотрение веча. Подбирал кандидатуру князя, посадника и других должностных лиц.
Посадник. Первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из числа знатнейших боярских фамилий. Председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним важнейшие функции (командование вооруженными силами, суд), ведал администрацией, внешнеполитическими делами, следил за взыскиванием податей с населения. Отставной посадник (старый) входил в состав боярского совета. С середины XIV в. в В. Новгороде избирают одновременно шесть посадников с пожизненными полномочиями, но одного их них ежегодно избирают на должность главного – степенного посадника. В основе этого органа власти лежит представительство от концов города. В XV в. число посадников достигает 36.
Тысяцкий. Второе по значению должностное лицо В. Новгорода. Избирался на вече из бояр. Ведал торговлей и судом по торговым делам. Был помощником посадника. Имел свою печать. Со второй половины XIV в. число тысяцких достигало 5 (по числу концов), один из них ежегодно избирался в степенные. Тысяцкий и посадник за свою должность получали часть доходов от разного рода повинностей населения В. Новгорода.
Князь. Избирался вечем и заключал с городом договор, в котором определялись пределы княжеской власти. Князь не мог издавать законы, по своей инициативе объявлять войну и заключать мир. Князьям, их женам и их боярам запрещалось приобретать каким - либо образом земли в В. Новгороде, ставить слободы. За свою деятельность князь получал финансовые поступления с определенных районов, а также судебные пошлины. На последнем этапе существования Новгородской феодальной республики великий князь посылал в В. Новгород своего наместника.
Архиепископ. Играл важнейшую роль в политической жизни В. Новгорода. Избирался вече, возглавлял боярский совет, представлял В. Новгород во внешних сношениях, скреплял печатью договоры и грамоты В, Новгорода. Ведал всеми тяжбами по земельным делам. В его резиденции заседал суд высшей инстанции. Архиепископ вершил и церковный суд. Был крупным земельным собственником. Софийский собор был хранителем эталонов мер длины, веса и т. п.
В городе сложилась своя администрация. Он делился на пять концов: Плотницкий, Славенский, Загородский, Неревский и Гончарский. Каждый конец созывал вече (кончанское). Во главе вече стоял староста. Каждый конец избирал посадника, который представлял их интересы в «совете оспод». Конец состоял из двух сотен во главе сотскими. Сотни делились на улицы во главе с сотскими. Сотни и улицы имели свои веча.

Новгородская и Псковская феодальные республики.
Территориальное деление и система местного управления Великий Новгородделился на пять концов. Новгородская республика делилась на пять пятин, каждая из которых подчинялась одному из концов. Все пятины начинались у В. Новгорода и в виде расширяющихся радиальных полос разбегались во все стороны. По пятинам велся учет населения, раскладка и сбор государственных податей и повинностей, учет феодального землевладения и военной службы.
Пятины делились на полупятины и погосты.

Погосты. Величина их была различной. В XI – XIV вв. они состояли из нескольких десятков или даже сотен деревень. По погостам велся счет жителей, имуществ и земель. Погост управлялся старостой.

Пригород. Так назывался город, подчиненный в административном и экономическом отношении другому, более крупному. Например, Пермь и Вятка были пригородами В. Новгорода. Пригородом был и Псков. После образования Псковской феодальной республики в его состав входили 12 пригородов, т.е. городов и волостей. Управлялись пригороды наместниками, присылаемыми из В. Новгорода и Пскова.

Территории, приобретенные позже в результате «военно-промышленной» колонизации и не вошедшие в пятины, получили название «земли» и «волости».

Города: Волок–Ламский, Торжок, Великие Луки, Ржев, Бежичи составили особые волости, которые находились в совместном владении с Владимирскими, позднее Московскими и Смоленскими князьями.
Во главе волостей и земель стояли должностные лица, назначавшиеся князьями и посадниками.

ТЕМА 5. Право Северо-Западной Руси

Новгородская и Псковская Судные грамоты – важнейшие правовые документы эпохи феодальной раздробленности. Эти документы отражают своеобразие общественно-политического строя феодальных республик, в которых высшим органом власти являлось вече. В Судных грамотах отсутствуют многие нормы, известные по Русской Правде. Например, нет статей об охране феодальной собственности, о смердах, закупах, холопах. Нет развернутых статей о наказаниях за убийства. Объясняется это, видимо, тем, что данные правовые нормы, разработанные в Русской Правде, были хорошо известны, имели общерусское значение и продолжали действовать в В. Новгороде и Пскове. В Судных грамотах больше, чем в Русской Правде содержится статей, относящихся к гражданскому праву.

Новгородская Судная грамота дошла до нас не в подлиннике, а в одном из списков XV в. в составе сборников Новгородских и Двинских актов. Документ не имеет конца и утрачена часть текста (1440 – 1456 гг.)
Псковская Судная грамота сохранилась в двух списках. Один из них содержит 120 статей. Время ее составления противоречиво. Началась она составляться в 1327 – 1330 гг., а в целом, с дополнениями и изменениями, документ составили в 1467г.

Княжеские уставы. Наиболее важными из дошедших до нас документов является «Устав Новгородского князя Святослава Ольговича о церковной десятине 1137 г.» и «Устав князя Ярослава о мостех» (61 г. XIII в.) и др. Первый документ регулирует отчисления судебных доходов князя в пользу новгородской епископии. В нем содержатся сведения о распределении юрисдикции между князьями и органами боярской республики, что свидетельствовало об укреплении новгородской независимости от княжеской власти.
«Устав князя Ярослава о мостех» посвящен организации мощения главных улиц Новгорода, ведущих к пристаням и на городской Торг, об организации строительства и ремонта моста через Волхов и т.д.

Договорные грамоты с князьями.Князья избирались новгородским вече, с ними заключали договор, скрепляемый присягой. В договоре обговаривались пределы княжеской власти, а также предусматривались меры, ограничивающие экономическое и политическое влияние князя.
Жалованные грамоты Великого Новгорода монастырям. Устанавливали права монастырей на землю, привилегии духовенства в торговле и т.п. Духовенство владело землями в отдаленных районах, а также, в пригороде, рыбными угодьями.

Договоры с иноземными государствами и городами. Сохранились договоры с Готским берегом, Любеком и др. городами. В них определялись права как иноземцев в В. Новгороде, так и новгородцев в иностранных городах. Регулировались вопросы, возникавшие в результате торговых операций.

Византийское право. Церковный суд применял традиционно нормы византийского права (Номоканоны), распространявшееся на Руси в виде Кормчих книг.