В структуре внешней среды организации обычно выделяют макросреда (среда косвенного воздействия) и микросреду (среду непосредственного воздействия).

Во макросредой понимают внешние факторы, которые косвенно действуют на предприятие, формируя только общие перспективы, тенденции его развития, и на которые оно не может влиять вообще или имеет незначительное влияние.

Макросреда состоит из следующих факторов: экономические; политические; правовые; демографические, научно-технические; естественно-экологические; социально-культурные, международные, другие факторы. Среди них особое место занимают экономические: состояние экономики в целом, тенденции ее развития, отраслевая и территориальная структура; темп инфляции, уровень безработицы, система налогообложения; инвести-ционные процессы, ставки банковского процента, уровень конкуренции, степень монополизации экономики и т.д..

Микросреда включает факторы, которые непосредственно действуют на предприятие, и которые, в свою очередь, через эффективные коммуника-ции подвергаются воздействию с его стороны. Сюда относят потребителей, существующих и потенциальных конкурентов (включая конкурентов, щовиробляють товары-заменители), поставщиков материальных и природных ресурсов, органы государственной и местной власти, собственников и акционеров предприятия, деловых партнеров (финансовые, транспортные, консультативные страховые организации, контактные аудитории (профсоюзы , СМИ, общественно-политические организации), трудовые ресурсы (рынок рабочей силы).