Главные философские направления

 

Истории и современности известно много философских систем. Какие же наиболее главные направления можно выделить в философии и по каким основаниям? В этой узловой философской проблеме должен ориентироваться всякий культурный человек, поэтому подвергнем её глубокому рассмотрению. Наиболее важным основанием для выделения различных философских систем служит то или иное решение так называемого основного вопроса философии. Последний представляет собой вопрос о взаимоотношении материального и идеального (духовного) в мире. К материальному относятся окружающие нас столы, стулья, здания, машины, деревья, цветы, воздух, облака, небесные тела и многое, многое другое. К духовному относятся симпатия, любовь, ненависть, боль, радость, желания, ощущения, мысли, учения, теории и др. Материальное обладает физическими свойствами, духовное – нет, оно бесплотно и бестелесно.

Обсуждаемый вопрос имеет две стороны. Первая из них – вопрос о том, что является определяющим, первичным в мире – материальное или духовное? Вторая сторона – вопрос о возможности познания мира. Коснёмся теперь этих вопросов. Немецкий философ Ф.Энгельс (1820-95) писал: «Философы разделились на два больших лагеря…Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы…, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (1,с.283).

Существует два основных вида идеализма – объективный и субъективный. Согласно первому из них, основой, началом и творцом всего существующего служит мировое внечеловеческое сознание. Это сознание существует вначале само по себе, а затем творит, создаёт весь остальной мир, в том числе и людей. Структура, состав и все закономерности мира при этом признаются как определяемые надиндивидуальным объективным сознанием. Сознание человека (его душа) с точки зрения этого учения есть небольшая частица мирового сознания («искра Божия»). У различных философов мировое сознание имело различные наименования: Платон называл его демиургом и мировой душой, христианский философ Августин (354-430) – Богом, Гегель – абсолютной идеей и абсолютным духом, немецкий философ А.Шопенгауер (1788-1860) – мировой волей. Христианство и ислам в своей философской основе представляют собой формы объективного идеализма.

Сущность субъективного идеализма заключается в том, что единственной реальностью в мире (единственно существующим) признаётся сознание субъекта (человека), а внешние вещи есть элементы человеческого сознания. То, что называется внешним миром, объективно, т.е. самостоятельно, не существует, а представляет собой как бы проекцию внутреннего мира вовне. С точки зрения материализма, внешние предметы существуют объективно и отражаются в ощущениях человека, которые служат их образами. Независимое от человеческого сознания существование внешних вещей признаёт и объективный идеализм. С точки же зрения субъективного идеализма, внешние предметы есть спроецированные вовне комплексы, или комбинации, ощущений. Согласно английскому философу Дж.Беркли (1685-1753), «существовать – значит быть воспринимаемым». Соответственно всё, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам. С точки зрения субъективного идеализма, человек не может знать ничего, кроме своих собственных ощущений. Внешний мир исчезает, остаётся лишь субъективное «я» наедине с ощущениями. Субъективный идеализм возникает в результате абсолютизации роли ощущений в познании. Правильное положение «Мир дан человеку с помощью ощущений» здесь заменяется неверным положением «Мир есть совокупность ощущений (или других элементов сознания человека)». Если проводить току зрения Беркли, Маха, немецкого философа И.Фихте (1762-1814), швейцарского философа Р.Авенариуса (1843-96) и других представителей субъективного идеализма последовательно, то следует признать моими ощущениями не только вещи, но и других людей. Из этого следует, что в мире существую лишь Я один со своими ощущениями. Такое воззрение называется солипсизмом. . Чтобы избежать солипсизма, некоторые философы в свою систему вводили дополнительные положения, например, Беркли ввёл представление о бесконечном духе (Боге), в уме которого существуют все вещи.

Если при решении основного вопроса философии в качестве основы (субстанции) мира признаётся одно начало, то такое учение именуется монизмом (от греч. «монос»-один). Соответственно существуют материалистический монизм, признающий основой мира материю, и идеалистический монизм, считающий такой основой сознание (мировое или человеческое). Наряду с этим имеется учение, согласно которому в мире существуют две независимые и равноправные субстанции – материальная (телесная) и духовная (бестелесная). Такое учение именуется дуализмом (от лат. «дуа» - два). Один из видных представителей дуализма французский философ и учёный Р.Декарт (1590-1650) полагал, что главным свойством телесной субстанции является протяжённость, а основным свойством духовной субстанции служит мышление.

Наконец, существует и такое философское направление, как онтологический плюрализм (от лат. «плюралис» – множественный). Согласно ему, мир состоит из множества равнозначных субстанций, несводимых к одному или двум началам. Примером плюралистической системы служит учение Лейбница о монадах. Надо отметить, что онтологический плюрализм не получил широкого распространения из-за трудностей выделения различных несводимых друг к другу субстанций.

Коснёмся теперь второй стороны основного вопроса философии. Она представлена проблемой познаваемости мира: как относятся наши ощущения и мысли к окружающему миру, способен ли человек с их помощью достигать достоверного (правильного) и глубокого знания, знания главного, определяющего в вещах и системах, т.е. их сущности? При решении этой проблемы выделяются три философских направления. Первое из них – гносеологический (познавательный) реализм. Иногда его ещё именуют гносеологическим оптимизмом. Согласно ему, мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет, хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные.

Второе направление – скептицизм (от греч. «скептикос» – исследующий, критикующий), для которого характерно сомнение в возможностях познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений.

И третье направление – агностицизм (от греч. «а» – не, «гносис» – знание), представители которого признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности (глубинных основ) явлений и систем. Иногда агностицизм неточно характеризуют как учение, вообще отрицающее познаваемость мира. В действительности же таких агностиков никогда не было, а были философы ограничивавшие познавательные возможности человека миром явлений или ощущений, Нередко скептицизм отождествляют с агностицизмом. Мы же присоединяемся к мнению, что агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Наиболее точно агностицизм можно определить как учение, признающее возможность познания феноменального бытия и отрицающее познаваемость ноуменального бытия. Об этих формах бытия мы скажем в §1главы 12.

return false">ссылка скрыта

Помимо сказанного все философские системы принято делить на диалектические и метафизические в зависимости от того, какой общий философский метод познания – диалектику или метафизику – они преимущественно используют. Диалектический метод предполагает рассмотрение изучаемых систем во взаимной связи их элементов, а сами системы в развитии, главной причиной которого признаётся наличие внутренних противоречий. Термин «диалектика» (от греч. «диалего» – вести беседу вдвоём) идёт от древнегреческого философа Сократа (469 – 399 до н.э.) и первоначально означал умение вести беседу, диалог так, чтобы вскрывать противоречия в суждениях оппонента и таким путём находить истину. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности (причину) развития в самой действительности.

Методом, противоположным диалектике, является метафизика. Значение этого термина тоже изменилось в ходе истории. В античности метафизикой (от греч. «после физики») назвали главный раздел философии Аристотеля (учение о бытии). Этот термин на протяжении веков используется как синоним слова «философия» (и даже в настоящее время нередко в англо-американской литературе). На том основании, что до середины XVIII в. идея развития была в философии выражена слабо, Гегель назвал метафизическими те философские учения, которые трактовали мир как неизменный в своей основе. От Гегеля идёт понимание метафизики как противоположности диалектике. Этому будем следовать и мы.

В последнее время некоторые отечественные философы стали использовать термин «метафизика» в его догегелевском и весьма расплывчатом смысле, что нежелательно, поскольку порождает терминологическую путаницу: для слов «философия» или «онтология» появляется ненужный синоним «метафизика», а противоположный диалектике метод остаётся без наименования.