Базовые экономические понятия.

ВЕРНО/НЕВЕРНО. ПОЧЕМУ?

1. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребно­стей людей.

2. Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линии производ­ственных возможностей, можно ответить на вопрос, «для кого развивается производство», на чьи потребности оно ориентируется.

3. Макроэкономический анализ изучает такие понятия как национальный доход, уровень цен и занятости, совокупный спрос и совокупное предложение.

4. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

5. Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны и в своих политических оценках.

6. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возмож­ностей.

7. В экономике, если она движется вдоль границы производственных воз­можностей, альтернативные издержки постоянны.

8. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

9. Экономика, не являясь точной наукой, не может использовать научные методы анализа.

10. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса, «что должно быть», а не на констатацию, «что есть».

11. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы.

12. Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость, альтер­нативные издержки, альтернативный выбор.

13. Традиции и опыт как составные механизма принятия решений сегодня используются в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

14. Границу производственных возможностей можно использовать для оценки выбранного обществом соотношения между производством общественных благ и товарным сектором.

15. Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждать­ся в каждом конкретном случае.

 

ЗАДАЧИ

1.1 Отказавшись от работы маляром с заработной платой 12 тыс. руб. в месяц или учебы в колледже с годовой оплатой за обучение в размере 20 тыс. руб., Иван поступил работать плотником за 9 тыс. руб. в месяц. Одновременно работать и учиться не получается, также как и одновременно работать на двух работах. Найдите альтернативную стоимость его решения в данном году и определите упущенную выгоду.

1.2 Павел имеет возможность получить работу в нескольких местах с оплатой труда от 26 до 33 р. в час. Привлекательность работ одинакова. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени Павла в период рабочего времени?

1.3 Светлана имеет возможность получить работу с оплатой от 16 до 23 р. в час в обычное рабочее время с 9 до 18 ч. Других возможностей получить работу у нее нет. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени в интервале с 20 ч. до 8 ч. утра.

1.4 В таблице 1.1 представлены производственные возможности выпуска двух товаров.

Таблица 1.1

Вид товара Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Молоко (т) Автомобили (шт.)

а) Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на полученной кривой? Как называется данная кривая?

б) Рассчитайте альтернативные издержки производства молока и производства автомобилей.

в) Поставьте точку К (2;8). Что показывает данная точка? Определите размеры недопроизводства в данной точке.

г) Поставьте точку М (10;18). Каково состояние экономики в этой точке? При каких условиях экономика может попасть в точку М? При каких условиях состояние экономики в точке М может характеризоваться как неэффективное?

1.5 В 1984 и 1985 гг. британская угольная компания практически бездействовала из-за забастовки. Выскажите свои соображения о том, как это могло повлиять:

а) на положение кривой производственных возможностей английской экономики;

б) на место точки реального функционирования английской экономики по отношению к кривой. Проиллюстрируйте ответ графически.

1.6 Квалифицированный программист, выполняющий заказы на дому, может за каждый час работы по специальности в среднем заработать 50 руб. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт. Если он возьмется за дело сам, то это отнимет у него 40 ч. Программист может нанять профессионала-ремонтника, заплатив за каждый час его работы 40 руб. Профессионал справиться с ремонтом за 30 ч. Что выгоднее для программиста: покрасить стены самому или пригласить мастера?

1.7 Мария Ивановна и Дарья Петровна работают домработницами и выполняют только 2 вида работ: стирка рубашек и мытье окон. Чтобы постирать одну рубашку, Марии Ивановне нужно 15 мин., а Дарье Петровне – 20 мин. Зато Дарья Петровна может вымыть одно окно за 30 мин., а Мария Ивановна – только за 45 мин. Рабочий день домработниц длиться 9 часов.

а) Постройте границы производственных возможностей для Марии Ивановны и для Дарьи Петровны, считая, что они работают независимо друг от друга. Каковы формы этих кривых?

б) Чему равна альтернативная стоимость стирки одной рубашки для Марии Ивановны и Дарьи Петровны? Рассчитайте сколько окон вымоют Мария Ивановна и Дарья Петровна, если известно, что они должны выстирать по 10 рубашек. У кого из них результат будет выше и почему?

в) Мария Ивановна и Дарья Петровна решили объединить усилия и работать совместно. Постройте совместную кривую производственных возможностей Марии Ивановны и Дарьи Петровны. Чем объясняется форма полученной кривой?

1.8 Верны (В) или неверны (Н) утверждения, характеризирующие ситуации, представленные на рис.?

КПВ страны А КПВ страны Б

а) Если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране Б технологический уровень развития выше, чем в стране А.

б) В обеих странах действует закон убывающей производительности факторов производства.

в) Страна А инвестирует больше в сектор, находящийся на графике в точке «а», нежели в точке «с».

г) Если на графике производственных возможностей экономическое положение страны А соответствовало точке «а», оно могло бы переместиться в точку «d».

д) Если на графике производственных возможностей экономическое положение обеих стран соответствует точке «а», то ресурсы и в том, и в другом случае используются неэффективно.

е) Перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек страны Б остается постоянной.

ж) Переход из точки «е» в точку «b» на графике производственных возможностей не означает возникновения, каких-либо потерь в экономике страны Б.

1.9 Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать сможет связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

1.10 Фермер имеет три поля, каждое из которых однородно, хотя их продуктивность неодинакова. Поля используются под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 160 т картофеля, либо 50 т пшеницы, на втором – 300 т и 100 т соответственно, на третьем – 140 т и 60 т. Постройте кривую производственных возможностей фермера.

return false">ссылка скрыта

1.11 Фермер владеет тремя полями площадью 100, 150 и 200 га, урожайность которых оценивается в 25, 20 и 15 ц пшеницы с гектара или в 50, 60, 60 ц кукурузы с гектара соответственно. Постройте кривую производственных возможностей фермера.

1.12 Экономист Сорокина в 1991 году зарабатывала в час 50 руб. Ее мать уже была на пенсии. В магазине за говядиной по 40 руб. за килограмм нужно было стоять час, а за говядиной по 60 руб. за килограмм очереди нет. Качество мяса одинаковое.

а) Кто из них должен был идти в магазин и какое мясо покупать, если нужно купить 2 кг мяса?

б) При каком объеме покупок приобретение более дешевой говядины рационально лично экономистом Сорокиной?

в) При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для ее матери?

1.13 Для учителя Ивановой существует два магазина, где она может покупать свой любимый сорт сыра. В одном магазине – по 150 руб./кг без очереди, в другом – по 100 руб./ кг, но необходимо отстоять 2 часа в очереди. Известно, что ей нужно купить 2 кг сыра. Какой должна быть ставка почасовой оплаты труда, при которой Ивановой выгодно выбрать дешевый магазин.

1.14 Известно, что в некоторой стране производятся помидоры и кукуруза. Уравнение КПВ данной страны имеет вид: К = 100 – 2,5П. Чему равна альтернативная стоимость 11- ой тонны помидор.

1.15 Для учителя Ивановой существует два магазина, где она может покупать свой любимый сорт сыра. В дорогом магазине - по Х руб./кг без очереди, а в другом – по 80 руб./кг, но необходимо отстоять 0,5 часа в очереди. Известно, что ей нужно купить 0,8 кг сыры. Ставка почасовой оплаты труда ее труда составляет 64 руб./час. Найти значение цены в дорогом магазине, при котором ей выгодно выбрать дорогой магазин.

1.16 Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 руб. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 часов и сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 руб. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом. Ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора.