II. Расчет зубчатых колес редуктора.
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками:
для шестерни сталь 45, термическая обработка — улучшение, твердость НВ 230;
для колеса — сталь 45, термическая обработка — улучшение, но твердость на 30 единиц ниже — НВ 200. [1, стр.34, табл.3,3]
Допускаемые контактные напряжения рассчитываем по формуле:
[σH] = ,
где σHlimb — предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением):
σHlimb = 2·HB +70;
KHL — коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,15.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по формуле [1, стр.35]
[σH] =0,45·([σH1] + [σH2]);
для шестерни:
[σH1] = = = 461 (МПа);
для колеса:
[σH2] = = = 409 (МПа);
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
[σH2] = 0,45·(461 + 409) = 391,5 (МПа).
Требуемое условие [σH] ≤ 1,23 [σH2] выполнено.
Коэффициент КHβ, примем равным КHβ = 1,15 для симметричного расположение колес относительно опор. [1, стр.32, табл.3,1]
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ψba = = 0,4 [1, стр.36], Межосевое, расстояние из условия, контактной выносливости активных поверхностей, зубьев по формуле [1, стр.32, ф.3,7], имеем:
aw = =
= = 128,1 (мм).
где для косозубых колес Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора
u = up = 3,55.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 aw = 125 (мм) [1, стр.5].
Нормальный модуль зацепления принимаем до следующей рекомендации:
mn = (0,01 0,02)·аw = (0,01 0,02)·125 =
= 1,25 2,5 (мм);
принимаем по ГОСТ 9563-60* mn = 2 мм [1, стр.36].
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса:
= = 27,055
Принимаем Z1 = 27 (шт); тогда Z2 = Z1·up = 27·3,55 = = 96 (шт), принимаем Z2 = 96 (шт).
Уточненное значение угла наклона зубьев:
β = 10,26º
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d1 = = = 54,878 (мм);
d2 = = = 195,122 (мм).
Проверка:
аw = = = 125 (мм);
диаметры вершин зубьев:
da1 = d1 + 2·mn = 54,878 + 2·2 = 58,878 (мм);
da2 = d2 + 2·mn = 195,122 + 2·2 = 199,122 (мм);
Ширина колеса:
b2 = ψba·aw = 0,4·125 = 50 (мм);
Ширина шестерни:
b1 = b2 + 5 = 50 + 5 = 55 (мм).
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ψbd = = = 1
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
ν = = = 2,066 (м/c).
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности [1, стр.32].
Коэффициент нагрузки:
KH = KHβ·KHα·KHν.
При твердости НВ ≤ 350 и симметричном расположении колес относительно опор КHβ = 1,11. При ν = 2,066 м/с и 8-й степени точности КHα = 1,09. Для косозубых колес при ν ≤ 5 м/с имеем KHν = 1,0. [1, стр.38]
Таким образом:
KH = 1,11·1,09·1,0 = 1,21
Проверка контактных напряжений по формуле:
σH = =
= = 382,3 (МПа) < [σH]
Силы, действующие в зацеплении [1, стр.158]:
Окружная: Ft = = = 1970 (H);
Радиальная: Fr = = = 729 (H);
Осевая: Fa = Ft·tgβ = 1757·0,256 = 357 (H).
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
σF = ≤ [σF].
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβ·KFν [1, стр.42] При ψbd = 1, твердости НВ ≤ 350 и симметричном расположении зубчатых колес относительно опор KFβ = 1,23, KFν = 1,1. Таким образом, коэффициент KF = 1,23·1,1 = 1,353; YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев [1, стр.46]
У шестерни: Za1 = = 28,3;
У колеса: Zν2 = = 100,8.
YF1 = 3,8 и YF2 = 3,60 [1, стр.42].
Допускаемое напряжение по формуле:
[σF] =
Для стали 45 улучшенной при твердости НВ ≤ 350
= 1,8HB.
Для шестерни: = 1,8·230 = 414 (МПа);
Для колеса: = 1,8·200 = 360 (МПа).
[SF] = [SF]’[SF]” – коэффициент безопасности, где
[SF]’ = 1,75, [SF]” = 1 (для поковок и штамповок).
Следовательно, [SF] = 1,75.
Допускаемые напряжения:
Для шестерни: [SF1] = = 236 (МПа);
Для колеса: [SF2] = = 205 (МПа).
Находим отношение :
для шестерни: = 60,67 (МПа);
для колеса: = 57,22 (МПа).
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты Yβ и KFα [1, стр.46]:
Yβ = = = 0,927;
KFα = ;
для средних значений коэффициента торцового перекрытия εα = 1,5 и 8-й степени точности KFα = 0,9.
σF2 = ≤ [σF];
σF2 = 80 (МПа)
σF2 < [σF2] = 80 < 205 (МПа).
Условие прочности выполнено.