В) Знакомство учащихся с характеристиками эффективного и неэффективного общения.
Общение между людьми, коммуникация — это передача сообщений от одной стороны другой. Исследователи коммуникации изучают, кто с кем общается, каким образом и каковы содержание и результаты коммуникации.
Выделяется эффективное и неэффективное общение.
Основные характеристики эффективного и неэффективного общения:
Эффективное общение | Неэффективное общение |
- понимающее общение – безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) партнер. | - принижающее общение – ущемление прав партнера |
- рефлексивное общение – «Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю». | - агрессивное общение – то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера. |
- защитно-агрессивное общение – агрессивное общение, вызванное другим партнером. Любая агрессия – это признак слабости, это форма, через которую человек защищается. |
Учитель раскрывает характеристику понимающего общения.
1) Человек себя знает лучше, чем партнер по общению, поэтому, прежде всего, надо понять человека, а не воздействовать на него (сначала понять, а затем воздействовать).
2) Понимающее общение предполагает климат доверительности.
3) Основные установки понимающего общения:
- установка на не оценочное реагирование; проявляется в стремлении понять другого глазами другого (его же глазами), в желании уйти от собственной системы отсчета, в желании уйти от крайних (+, -) оценок;
- установка на принятие личности другого таким, какой он есть; проявляется в стремлении уважения к другому человеку, независимо от того, кем он является;
- установка на согласованность собственного поведения, эмоций, слов и действий; рассогласование того, что говорится и делается, очень болезненно воспринимается партнером и не характеризует понимающего общения.