Б) Мини-лекция на тему «Опыт Стивена Р. Кови».

Вот как описывал данный опыт Стивен Р. Кови[8]:

В течение нескольких секунд предлагалось посмотреть на первую картинку (картинку, изображенную на рис.1), затем - на вторую (картинку на рис.2), и подробно описать, что вы видите. Варианты вопросов: Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как она одета? Как вы думаете, кто она такая?

Вероятней всего вы опишите женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти - весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер…

Но что, если вы ошибаетесь? А если вам скажут, что особа на картинке - пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом и с огромным носом. Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

После этого предложите картинку, которую вы найдете на рис. 3 и попросите учащихся описать, что они видят. Почти все, кто сначала видел карточки с молодой женщиной, на картинке увидели молодую женщину. И почти все из увидевших сначала карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.

Затем преподаватель попросил одного студента объяснить другому, из противоположной части комнаты, что он видит. В процессе их разговора высветились проблемы коммуникации.

- Что значит «старуха»! Этой женщине не больше 20 – 22 лет!

- Да ну, брось! Ты что, шутишь что ли? Ей лет 70, а то и все 80!

-Да ты что, слепой? Это же молодая женщина. Хорошенькая.

- Да это старая карга!

Спор не угасал, каждый был уверен в своей правоте и доказывал свою позицию. И все это происходило, несмотря на то, что студенты имели весьма важное преимущество, каким мы редко обладаем в реальной жизни, - они уже с самого начала эксперимента знали, что существует другая точка зрения. И при всем этом лишь очень немногие попытались взглянуть на картинку глазами другого человека. После долгих бесполезных препирательств один из студентов подошел к экрану и, показав пальцем на линию на рисунке, сказал:

- Это – колье молодой женщины! На что другой возразил:

- Какое колье, это рот старухи!

Наконец сначала один студент, потом другой увидели, что на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все мы, находившиеся в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоило отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел образ, на который был настроен во время первого десятисекундного разглядывания.