О долгосрочной стратегии развития зеленой экономики в нашей стране

Согласно прогнозным проектировкам, в дальнейшей перспективе в случае реиндустриализации отечественной экономики на высокотехнологичной основе произойдет повсеместный отказ от использования отсталых ресурсоемких технологий, сопряженных с избыточным потреблением и потерями природных ресурсов и ростом загрязнения окружающей среды. Инвестиции в основном будут вкладываться в улучшение использования уже эксплуатируемых природных ресурсов и охрану окружающей среды при одновременном кардинальном сокращении инвестиций в виды деятельности, истощающих природные ресурсы. В результате следует ожидать замены природоемких технологий на ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии при углублении и диверсификации переработки сырья.

Разумеется, такой позитивный структурный поворот станет достижимым в случае отладки адекватных рыночных механизмов для адаптации зеленого роста в России. Так, нельзя признать приемлемой ситуацию, когда налоговая нагрузка в обрабатывающих отраслях с небольшим экологиче-

стр. 135

ским воздействием выше, чем в сырьевых и "коричневых" обрабатывающих отраслях1.

Со всей полнотой возникнет и проблема привлечения инвестиций в зеленую экономику из негосударственных источников, принимая в расчет сильную ограниченность по всем прогнозам бюджетных ресурсов в ближайшие несколько лет. Особенно важно в предстоящий период сложной реструктуризации отечественной экономики создание полноценных финансовых институтов развития, пользующихся государственной поддержкой, и других звеньев гибкого механизма инвестирования в экономику воспроизводимых ресурсов в соответствии с позитивной международной практикой. При этом следует иметь в виду, что такой механизм гибкого инвестирования может эффективно функционировать исключительно при нормальном финансовом рынке, прежде всего, при приемлемо невысоких ставках кредитования и невысокой ставке (она должна быть на порядок ниже существующего уровня!) рефинансирования ЦБ. И в целом требуется стабильный, хотя и возможно достаточно умеренный экономический рост.

Узловая проблема на перспективу касается, как следует из ранее сказанного, субсидий потребителям традиционной энергии. Хотелось бы подчеркнуть очевидную мысль: рост благосостояния населения является главной предпосылкой для сокращения до минимальных размеров такого рода субсидий и перехода к повсеместному использованию альтернативных, зеленых источников энергии.

В процесс принятия долгосрочных социально-экономических решений необходимо включать и климатический фактор. В защите от опасных природных явлений, обусловленных изменением климата и, в частности, таянием вечной мерзлоты на огромных северных пространствах, нуждается в той или иной степени большая часть территории страны. В стране в зоне потенциальных климатических деформаций находятся основные объекты энергетического сектора и продуктивные сельскохозяйственные регионы. Тем самым востребованными становятся комплексные программы адаптации к изменению климата.

Конечно, стратегию зеленого развития не стоит воспринимать как панацею. Укоренение зеленой экономики и успешная адаптация к климатическим изменениям станут реальными только при условии успешного общесистемного, экономического и социального, развития. Таким образом, можно сделать важный вывод: в ближайшей перспективе на повестку дня встанет вопрос об инкорпорировании целей/задач становления зеленой экономики и одновременно улучшения природной среды обитания в общена-

1 Бобылев С. Н., Захаров В. М. "Зеленая" экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития. Бюллетень "На пути к устойчивому развитию России" N60, 2012, с. 49.

стр. 136

циональную стратегию социально-экономического развития. В результате она станет близка к стратегии устойчивого развития в ее современном понимании, зафиксированном на упоминавшемся форуме в Рио-де-Жанейро в 2012 г. Вместе с тем, применительно к нашей стране эти стратегии в принципе не могут быть полностью идентичными. Следует принимать во внимание целый ряд стратегических направлений государственной политики, не связанных с императивами устойчивого развития. К ним относятся создание условий для освоения труднодоступных российских регионов, в частности, в Арктике, выполнение геополитических целей и др. По этой причине автономная разработка стратегии устойчивого развития по примеру некоторых небольших стран вряд ли имеет смысл.

В пользу сказанного свидетельствует и уже накопленный зарубежный опыт стратегического планирования. Прежде всего, в такой близкой к России по экономической и социальной структуре стране, как Китай. Здесь стратегия зеленого развития фактически вписана в общенациональную стратегию.

Стоит отметить, что в 12-м национальном пятилетнем плане (2011 - 2015) Китая определены 7 стратегических секторов, включающих в себя сегменты зеленой экономики. В свою очередь, в рамках этих сегментов главная роль отводится энергоэффективным технологиям (в частности, технологиям очистки угля) и продуктам, энергосберегающим производствам (ESCO), технологиям защиты окружающей среды, производствам с использованием рециркулируе-мых и вторичных ресурсов, возобновляемой энергии (ветряных и солнечных источников энергии) и чистым (безуглеродным) средствам транспортировки энергии.

Инкорпорирование целей развития зеленой экономики и устойчивого экологического развития в рамки национальной стратегии социально-экономического развития предполагает глубокое совершенствование методологии ее пошаговой разработки. Эмпирическая логика стратегического планирования подсказывает, что сначала должны быть поставлены общеэкономические и общесоциальные цели и выявлены исходные препятствия на пути их реализации, отправляясь от анализа текущих и прошлых тенденций развития. При этом на стадии обоснования системных целей, конечно, следует принимать в расчет ожидаемое позитивное влияние на хозяйственную динамику и, особенно, производственную эффективность процесса замещения природных ресурсов воспроизводимыми ресурсами и применение безотходных технологий. Как и положительное воздействие на повышение благосостояния и улучшение сбалансированности социального развития на макро, региональном и местном уровнях увеличения занятости за счет развития зеленой экономики и природоохранного сектора.

И только затем обозначенные общесистемные цели могут быть дополнены относительно частными целями развития сегментов зеленой эконо-

стр. 137

мики и улучшения окружающей среды (как, например, улучшение качества воды, сокращение загрязнений воздуха и потерь от наводнений). Они в первую очередь не должны противоречить целям по другим стратегически важным для нашей страны направлениям развития, особенно в области новой индустриализации и демографической политики. Кроме того, на этой стадии планирования становится необходимой объективная оценка возможных рисков, связанных с неадекватной реакцией основных экономических агентов на целенаправленные изменения экологически ориентированных стандартов, норм и др. регламентации.

Безальтернативной представляется и пошаговая последовательность стратегического планирования непосредственно основных составляющих зеленой экономики. Сначала должны быть выделены приоритетные направления, обеспечивающие кратчайшие пути достижения целей зеленого развития и, исходя из этого, поставлены основные задачи в конкретном пространственно-временном измерении. В русле такого подхода правомерна оценка последствий различных направлений государственного вмешательства и деятельности общественных организаций (в частности, в отношении изменения налогов и субсидий, управления экосистемами, регулирования экоинноваций) и индуцируемых ими институциональных изменений в процессе ускоренного становления зеленой экономики. Возможный дальнейший шаг состоит в проектировке финансовых ресурсов, потребных для такого трансформационного сдвига. Тогда, в свою очередь, станет необходимым формирование индикаторов для мониторинга реализации конкретных программ.

Максимально широко цели и основные задачи развития зеленой экономики должны быть отражены и в региональных стратегиях развития. И, вероятно, можно согласиться с точкой зрения, что зеленая экономика, экологически ориентированные технологии и экосистемные индустрии превращаются в фактор, конституирующий новое качественное содержание экономики российских регионов1.

В данной связи имеет смысл акцентировать внимание на том, что до настоящего времени императивы развития зеленой экономики в ее современном понимании не представлены в общегосударственных программах, призванных предопределять развитие российских регионов. Слабо отражены вопросы экологизации экономической деятельности и использования возобновляемых ресурсов и в подавляющем большинстве официальных стратегий развития отдельных российских регионов, разработанных и принятых в 2008 - 2009 гг.

1 См., например: Медяник Н. В. Зеленая экономика в пространстве региона. http://www.rusnauka.com/29NIOXXI2012/Economics/13118806.doc.htm.

стр. 138

По нашему представлению, правомерен прагматический, проверенный практикой (в том числе в Казахстане) подход, предполагающий обоснование и выделение стратегических решений по "озеленению" экономики региона в разрезе принятых основных направлений его развития на перспективу. Более того, эти решения призваны быть специфицированными в отношении развития областных центров и других крупных городов.

Региональные стратегии социально-экономического развития в их новом широком формате будут в основном предопределять содержание дальнейшей практической работы по обоснованию и селекции эффективных конкретных проектов в области зеленой экономики. Их ориентация на принятые региональные стратегии позволит избежать известных негативных эффектов изолированности и дублирования инвестиционных решений. Тогда может быть достигнут желаемый синергетический эффект, заключающийся во взаимодополняющей эффективности такого рода проектов, исходя из экономических, социальных и экологических индикаторов.

Исходя из международного и уже отечественного опыта, в региональных стратегиях развития зеленой экономики на ближайшую перспективу необходимо отразить ключевой вопрос о стимулировании создания и развития так называемых экоиндустриальных парков как кластеров. Распространение кластеров такого рода в полной мере укладывается в концепцию нового индустриального симбиоза. Согласно ей, в современных условиях целесообразным становится согласованное управление ресурсными потоками производственных и сервисных фирм, расположенных в рамках географического кластера, для одновременного улучшения состояния окружающей среды и сокращения издержек.

Различные примеры успешно функционирующих экоинновационных кластеров свидетельствуют об их высоком потенциале для привлечения экоинноваций и возможности трансформации в хорошо отлаженные инновационные экосистемы1. Их функционирование выступает результатом взаимодействия между частными предпринимателями, крупными корпорациями, университетами, исследовательскими центрами, малыми инновационными формами, региональными правительственными организациями в данном географическом пространстве. Эти кластеры, как показывает международный опыт, отличаются высоким уровнем образования персонала, передовыми разработками в области технологий сохранения окружающей среды и создания новых рабочих мест через эффект распространения нововведений, привлечение венчурного капитала и интеграцию предприятий. Кроме того, внутри кластера близость и взаимная дополняемость (компли-

1 OECD Territorial Reviews: The Chicago Tri-State Metropolitan Area, United States. OECD Publishing, 2012. http://doi: 10.1787/9789264170315-en.

стр. 139

ментарность) различных видов "зеленой" деятельности генерируют критическую массу для достижения технологического и экономического прогресса в новых областях, притом в русле рыночной коммерциализации.

В совсем близкой перспективе определенно возникнет проблема взаимодействия обычных отраслей региональной экономики и экоинновационных кластеров. Наиболее здравый путь решения этой проблемы, по-видимому, заключается в пространственно-географическом инкорпорировании "зеленых" кластеров в рамки формирующихся региональных индустриальных (промышленно-сервисных) кластеров в качестве их составляющих. Тогда результаты экоинновационной деятельности станут оказывать непосредственно позитивное воздействие на деятельность обычных предприятий, представленных в региональных кластерах. Широкие возможности откроются и для инвестирования в зеленую экономику со стороны успешных участников этих кластеров.

В пользу обозначенного решения свидетельствует и опыт становления зеленых кластеров в Китае. Как известно, во всех его регионах успешно функционируют так называемые индустриальные парки (их число давно превысило тысячу)1. Внутри них вплоть до настоящего времени отмечается быстрый рост видов деятельности, где используются воспроизводимые ресурсы. Также, что очень важно с позиции разрешения отечественных региональных проблем, в этих видах деятельности наблюдаются очень высокие темпы занятости.

Одновременно, как показывает китайский опыт2, императивы устойчивого экологического развития, связанные с внедрением технологий для нейтрализации загрязнений атмосферы, установлением жестких экологических стандартов, высоких темпов повышения энергоэффективности, призваны стать целевыми ориентирами для развития в целом региональных индустриальных кластеров. Осуществление такой политики будет, конечно, способствовать кардинальному структурному сдвигу в сторону "озеленения" экономик регионов. В частности, это касается использования отходов и вторичного сырья в промышленности, производства экологически чистых продуктов питания, строительства "зеленых" кварталов, распространения экологически благоприятного общественного транспорта, использования биотоплива, солнечной и ветряной энергии, внедрения технологий эффективного лесоводства, разработки экобиотехнологий в фармацевтике. Тогда можно будет обойтись без существенной государственной поддержки.

1 "Urbanisation and Green Growth in China", OECD Regional Development Working Papers, 2013/07, OECD Publishing, http://dx.doi.org/10.1787/5k49dv68n7jf-en.

2 Op. cit., p. 26 - 28.

стр. 140

Трудно преуменьшить роль в дальнейшем укоренении зеленой экономики в российских регионах общественных организаций, в частности, общественных палат в крупных городах и союзов предпринимателей. Сочетание экономической целесообразности с обеспечением благоприятных для здоровья условий жизни в городах и сельской местности выступает объективным императивом именно общественной деятельности. Об этом свидетельствует как международный, так и уже отечественный опыт (в частности, в Петербурге и Екатеринбурге).

Впрочем, столь же велико значение позиции и практических действий руководителей регионов и муниципалитетов всех уровней. От продуктивности их поддержки инициатив по осуществлению проектов в области зеленой экономки будут напрямую зависеть результаты последних, прежде всего в части организационно-управленческих издержек. Конечно, такого рода поддержка призвана носить сугубо общественный характер, не нарушающий принципы независимости как коммерческого, так и социального предпринимательства.

Успешное становление зеленой экономики в ходе осуществления общенациональной стратегии развития откроет путь для приумножения природных богатств России. Тогда в будущем есть все основания ожидать возникновения возможности для позиционирования нашей страны в мире как его главного экологического донора. Именно наша страна в силу своего уникального пространственного расположения будет призвана обеспечивать решающий вклад в стабилизацию глобальной биосферы, в регулирование климата и в сохранение биоразнообразия за счет природных экосистем, не затронутых хозяйственной деятельностью.

Несомненно, такая метаморфоза станет реальной исключительно при условии использования огромного природного капитала как конкурентного преимущества на мировой экономической арене. Став глобальным экологическим донором, Россия, очевидно, будет вправе претендовать на выгодную экономическую компенсацию своих экоуслуг. Издержки на поддержание природного потенциала должны быть компенсированы со стороны мирового сообщества.

И, в конечном итоге, в случае благоприятного развития событий следует ожидать кардинальной перемены роли России на мировой арене. Из основного поставщика сырьевых ресурсов она превратится в главного экологического донора планеты.

стр. 141

   
Заглавие статьи ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАН В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
Автор(ы) Алла Яковенко, Антон Шаповал
Источник Общество и экономика, № 12, Декабрь 2014, C. 142-150
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 23.8 Kbytes
Количество слов
   

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАН В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Автор: Алла Яковенко, Антон Шаповал