Проблема институционализации зеленой экономики
Было бы опрометчиво игнорировать сложность институционализации зеленой экономической деятельности в рамках современных рыночных систем. Она станет в полной мере состоятельной только при условии создания экономических условий для конкуренции с "коричневыми" видами деятельности.
Исходя из современной экономической теории, вполне понятной представляется рекомендация максимально возможного возложения на рыночных агентов внешних издержек, начиная со стоимостных оценок последствий углеводородных выбросов, предоставления экосистемных услуг и воды2. Во всяком случае, требуется обеспечить высокую и относительно стабильную цену на углеводороды. Это будет усиливать предпринимательскую инициативу для инвестирования в экономичные и экологически благоприятные технологии.
По мнению международных экспертов, есть решения, которые можно принять буквально сегодня. Начиная от постепенного прекращения предоставления более чем 600-миллиардных субсидий на мировое производство и потребление ископаемого топлива и кончая переадресацией более чем 20 млрд. долл. из этих субсидий, фактически стимулирующих "неустойчивое" рыболовство3. Прекращение предоставления субсидий только в энергетике, водном хозяйстве, рыболовстве и сельском хозяйстве позволило бы ежегодно экономить 1 - 2% мирового ВВП.
В то же время, вероятно, стоит признать нереальность в близкой перспективе установления цен, включающих в себя полные социальные издержки. Такое радикальное решение упирается в проблему избыточности субсидий в сырьевых отраслях, о которых говорилось ранее, да и в целом в проблему несовершенств современных рынков. Как известно, в рамках
1 Эксперт" N 21 (804), 28 май 2012.
2 Inclusive green growth. The pathway to sustainable development. The World Bank. Wash., D.C., 2012.
3 Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур. ЮНЕП, 2011, с. 28.
стр. 124
олигополистических рынков повышение цен неизбежно ложится на плечи потребителей. Также нельзя забывать о межгосударственных противоречиях, особенно проявляющихся в отношениях соседствующих стран по поводу наносимого ущерба окружающей среде.
В практическом плане разрешение проблемы обеспечения потенциальной состоятельности зеленой экономики представляется возможным только опосредованным путем, благодаря использованию различных экономико-политических средств. В числе них в первую очередь выделим постоянное улучшение качественных стандартов энергопотребления. Этот инструмент доказал свою эффективность, что особенно явственно проявилось на рынке легковых автомобилей.
Также утверждению зеленой экономической деятельности призваны способствовать экологические налоги, платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды. Как показывает конкретный опыт европейских стран, значимое налогообложение производителей, допускающих эмиссию углеводородов, может быть действенным в случае полного согласования с применением упоминавшихся стандартов энергопотребления. Это будет также способствовать отходу от расточительных стандартов личного (семейного) потребления.
Наряду с этим целесообразно установление квот на использование природных ресурсов и загрязнений (выбросов углеводородов) окружающей среды. В последние годы в мире отмечается значительное расширение такой практики, начало которой положило заключение Киотского протокола в 1991 г. Она дала хорошие результаты, в частности, на поприще регулирования добычи рыбы. Вместе с тем, по общепризнанному мнению, рыночный механизм возмещений экологического ущерба через торговлю квотами не предотвращает потерю биоразнообразия. Игнорируется и социально-культурная ценность природной среды, часто очень сильно различающаяся в границах территории той или иной страны.
С учетом сказанного вполне объяснимо на практике превалирует гибридная схема для сокращения выбросов углеводородов. Она сочетает в себе применение стандартов энергопотребления, налоговое регулирование для небольших секторов и использование рыночных торгуемых квот для крупных отраслей.
Конечно, утверждение зеленой экономики должно происходить рука об руку с интенсификацией собственно природоохранных мер. Как показывает опыт многих стран, с позиции сохранения биоразнообразия наибольший эффект достигается с помощью известного механизма платежей рыночных агентов за экосистемные услуги именно как внешних издержек. Они должны иметь вполне определенную цену. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость имплантации специфических финансовых инструментов для их протекции.
стр. 125
Общим принципом действия механизма платежей (компенсаций) за экосистемные услуги должна стать выгодность их сохранения для местных сообществ, регионов, стран, что определяет общую экономическую эффективность природоохранных действий этих субъектов. Крайне важно и то, что цены, включающие в себя такие внешние издержки, как пользование экосистемными услугами, должны быть встроены в систему рынка без предоставления каких-либо преференций отдельным хозяйственным субъектам.
В контексте сказанного, впрочем, представляется уместным сделать существенную ремарку. Действие рассмотренных механизмов возмещения со стороны рыночных агентов и, в конечном счете, потребителей может быть максимально эффективным в условиях зрелой институциональной среды. Предполагается достижение высокого уровня личного благосостояния и доходов, как это имеет место в таких странах, как скандинавские.
Дальнейшее расширение использования рыночных механизмов, обеспечивающих заинтересованность в эффективной, в том числе по финансовым меркам, зеленой деятельности, поддерживается многими в большом бизнесе и, в частности, Мировым Советом бизнесменов за устойчивое развитие (WBCSD). В данной связи определенно заслуживает внимания доклад "Видение-2050" в рамках проекта этой авторитетной организации1. Согласно его главному положению, в скором будущем может возникнуть действительно гуманитарная внешняя среда для бизнеса. Тогда бизнесу будет отведена ключевая роль в обществе на пути к устойчивому миру. Будут разрабатываться бизнес-модели на основе сбалансированного использования возобновляемых ресурсов и переработки отходов. Бизнес, потребители и государственные агентства станут находить новые эффективные, с точки зрения соотношения затрат и результатов, решения на основе сотрудничества с заинтересованными партнерами, системного подхода и совместных инноваций, чтобы сделать устойчивый мир реальным и желанным. И эти решения будут ориентированы на функционирование глобального и локальных рынков "истинных ценностей и затрат", исходя из ограничений планетарного развития.
Согласно докладу, выполненному под эгидой Всемирного экономического форума (WEF) в Давосе2, совокупные инвестиции, направленные на ослабление климатических изменений и адаптацию к ним, оценивались в 2011 г. в размере 268 млрд. долл. из частного сектора и 96 млрд. долл. из общественного сектора. Авторы доклада приходят к выводу, что инвести-
1 The Green Growth Action Alliance: Progress Report from the First Year of Catalyzing Private Investment, www.wbcsd.org/web/vision2050.htm.
2 The Green Investment Report. The ways and means to unlock private finance for green growth. World Economic addressed on a domain or path outside the boundaries set for its Starting Address. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://usr.