Антиблага и прогрессивный налог на потребление

Кроме "вебленовских товаров", в микроэкономике выделяется еще одна категория благ, которая рассматривается как исключение. Это - антиблага, т. е. блага, обладающие отрицательной полезностью. С точки зрения последовательного проведения в жизнь принципов методологического индивидуализма, антиблаго представляет собой оксюморон: если нечто имеет для человека отрицательную полезность, приносящую страдание вместо удовольствия, то рациональный индивид откажется от такого потребления, а тем более - от затрат на приобретение такого товара. Конечно, можно привести различные паллиативные объяснения феномена антиблаг, например, попытаться свести их к внешним негативным эффектам, в то время как непосредственный потребитель все-таки получает желаемое удовольствие, или использовать концепцию ограниченной рациональности, в соответствии с которой индивид знает о краткосрочном наслаждении и не может принять в расчет страданий, которые ожидают его в длительной перспективе. Вне зависимости от вопроса о логической обоснованности таких аргументов это позволяет сохранить адекватность модели экономического человека, защитить неоклассический анализ спроса - предложения, а заодно и вновь укрепить оптимистический взгляд на рыночные механизмы, спонтанно обеспечивающие прогресс человечества.

В свою очередь, расширение указанной модели за счет включения онтологического зла позволяет изменить угол зрения как на антиблага, так и на обычные товары и услуги. Так, важнейшей характеристикой потребления алкоголя, участия в азартных играх или даже потребления слабых наркотиков, разрешенных в отдельных странах, является мера. Именно превышение меры потребления антиблаг вредит физическому и душевному здоровью; напротив, использование "яда" в малых дозах может приносить пользу. Однако то же самое справедливо и в отношении потребления "нормальных" благ: превышение норм потребления пищи ведет к ожирению, превышение времени досуга, отпущенного для компьютерных игр, ведет к развитию игромании и т. д. В этот список можно добавлять самые разные, хорошо известные феномены, включая трудо- и шопоголизм. Несмотря на то что в данных случаях вроде бы удовлетворяются нормальные, естественные потребности, и здесь превышение меры может оказывать такое же разрушительное воздействие на состояние индивида, как и неумеренное потребление алкоголя, наркотиков, "сексуальных услуг", участие в азартных играх и т. д.

Признание обществом тех или иных товаров и видов деятельности "вредоносными" приводит к тому, что в их отношении вводятся налоги. Высокие акцизы на табак и алкоголь, как и дороговизна лицензий на игорный бизнес - обычные экономические мероприятия, призванные, с одной

стр. 117

стороны, обеспечить соблюдение некоторой общественно приемлемой меры потребления тех или иных антиблаг, а с другой - обеспечить перераспределение средств для удовлетворения (по А. Маслоу) потребностей более высокого порядка - познавательных, эстетических и т. д. Существенная часть благ, необходимых для удовлетворения потребностей такого рода, производится либо за счет бюджетных средств, либо при государственной поддержке.

Но сторонники поведенческой экономики идут гораздо дальше. Они признают, что зависть является неотъемлемой частью экономического поведения, что приводит к вебленовским эффектам демонстративного расточительства. Как уже неоднократно указывалось, невозможно отделить "нормальные" потребности от потребности в статусе. Если рассматривать - вполне в соответствии со взглядами Дж. Ролза - зависть как порок, то этот порок также следует облагать налогом, как алкоголизм и наркоманию. Р. Фрэнк предлагает ввести прогрессивный налог на "позиционное потребление": "В основе этого подхода лежит наблюдение о том, что позиционность в гораздо большей степени свойственна предметам роскоши, чем предметам первой необходимости. В причислении конкретных благ к предметам роскоши скрываются очевидные ловушки. Но с учетом того, что роскошь - это явление, по своей природе зависящее от контекста, мы не впадем в особое противоречие, если будем считать, что последние доллары, потраченные теми, кто тратит больше всех, пойдут на оплату предметов роскоши. Таким образом, резко прогрессивный налог на потребление будет представлять собой налог на роскошь, устраняющий необходимость объявлять конкретные блага предметами роскоши.

Собирать прогрессивный налог на потребление будет несложно... им придется заплатить налог на свое "налогооблагаемое потребление", представляющее собой разницу между доходом и годовыми сбережениями, за вычетом стандартных налоговых льгот. Величина налоговой ставки будет расти вместе с ростом налогооблагаемого потребления. В том случае если налог нейтрален к величине налоговых поступлений, предельные ставки налога в верхней части шкалы должны быть значительно выше, чем нынешние предельные ставки налога на доход, с тем чтобы компенсировать поступления, недополученные из-за освобождения сбережений от налогообложения..."1.

Стоит отметить, что идею такого налога поддержал М. Фридман, "который вплоть до своей смерти в 2006 г. был святым покровителем амери-

1 Фрэнк Р. Дарвиновская экономика: Свобода, конкуренция и общее благо. - М.: Изд. Института Гайдара, 2013. - С. 135 - 137.

стр. 118

канских консерваторов, выступавших за ограничение роли государства"1. По-видимому, учитывая нынешнюю структуру доходов и потребления российских дсерваторов, выступавших за ограничение роли государства"1. По-видимому, учитывая нынешнюю структуру доходов и потребления российских домохозяйств, введение "прогрессивного налогообложения потребления" (наряду с резким снижением налога на прибыль юридических лиц) является для России гораздо более актуальным, чем для США.

На наш взгляд, включение в модель экономического человека таких свойств, как зависть, позволит существенно приблизиться к тому, что Т. Веблен называл "эволюционной наукой". Конечно, это потребует отказа или, по крайней мере, существенного пересмотра применения принципа методологического индивидуализма, укорененность которого в мейнстриме напрямую противоречит достижениям не только социологии, но и поведенческой экономики2.

1 Там же, с. 144.

2 См.: "Социальный атомизм, служивший на протяжении трех веков историческим основанием для изучения общества, предполагает существование элементарной единицы, индивида, исходя из которого образуются любые группы и к которому, в конечном итоге, эти группы всегда могут быть сведены. Подобный подход, опровергнутый идущими уже более столетия социобиологическими, экономическими, антропологическими и психоаналитическими исследованиями (но является ли это аргументом с точки зрения истории?), не имеет ничего общего с нашим исследованием". Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. - СПб.: Изд-во Европейского университета в СПб., 2013. - С. 39.

стр. 119

 

 

 
Заглавие статьи ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Автор(ы) Аркадий Мартынов
Источник Общество и экономика, № 12, Декабрь 2014, C. 120-141
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 58.5 Kbytes
Количество слов
   

ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Автор: Аркадий Мартынов