Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.

 

Методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности" (философский энциклопедический словарь).

Есть и другие определения методологии как "учения о методе научного познания и преобразования мира" (философский словарь). В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Методология педагогики - это система знаний об отправных положениях педагогической теории, об основных принципах подходов к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

• потребность осмыслять практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики в одном из методологических подходах.

Сегодня таких методологических подходов насчитывают 7:

· Антропологический - системное знание о человеке в основе образования.

· Культурологический - системное знание о месте человека в культуре в основе образования.

· Этнический - учет национальных традиций.

· Личностно-ориентированный - ориентация на личность как цель.

· Деятельностный - педагогический процесс строится на основе учета ведущего вида деятельности для определенной возрастной группы.

· Системный - педагогический процесс рассматривается как сложная сиситема.

· Информационный - где процесс образования рассматривается как особый, закрепленный в культуре способ оперирования информацией.

·