Организация как социально-экономическая система: сущность, признаки, среда.

Базовым понятием менеджмента выступает организация. Мир бизнеса очень сложен. В нем действует множество фирм. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности; одни из них преуспевают, другие – разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров и является причиной существования менеджмента.

На Западе давно уже отказались от представлений об организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, что любое предприятие – это механизм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями существования организаций являются:

1. Стремление к выживанию;

2. Постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособлении к внешней среде;

3. Создание и совершенствование своих «органов»;

4. Поддержание благоприятной внутренней среды;

5. Наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного предприятия, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т.е. добровольным объединением работников, направленном на удовлетворение их основных потребностей.

Рассмотрим организацию как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого следуют требования, которым должна соответствовать групп, чтобы считаться организацией:

1. Наличие, хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;

2. Наличие у этих людей единой цели;

3. Эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Менеджмент в основном связан со сложными организациями, которые имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей:

Все многообразные организаций характеризуются общими чертами:

1. Они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал, информацию;

2. Они функционируют во внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает: экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды, действующие законы и пр. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

3. Разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях тоже сознательно координируется и направляется. Такое разделение труда называется горизонтальным, классическим образцом которого на производстве является разделение всей деятельности на основные виды – производство, маркетинг, финансы и т.п.

Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен эту работу координировать согласовывать, Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, команды передаются сверху вниз, и такое разделение труда называют вертикальным.

Большие организаций имеют огромный объем управленческой работы. Эта работа также разделяется как по горизонтали, так и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. В классическом варианте это начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение труда.

Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена. Например, мастер смены (низший уровень управления), непосредственно управляет деятельностью рабочих, начальник цеха (средний уровень управления) координирует и контролирует работу мастеров, а директор завода (высший уровень управления) руководит непосредственно начальниками цехов.

Интеграция подразделений и уровней управления представляет собой организационную структуру фирмы. Когда организация достигает некоторой величины и сложности или когда в ней чрезмерное количество работающих, взаимное согласование действий становится уже неэффективным. Становится необходимой формальная структура – разделение на отдельные единицы, делающие возможным координирующее управление.

Формальная структура представлена на схеме (рис. 2.1).

 

        ПРЕЗИДЕНТ      
                     
                         
  Вице-президент по вопросам маркетинга   Вице-президент по вопросам финансов   Вице-президент по производству   Вице-президент по вопросам трудовых ресурсов  
                       
                       
  Менеджер по контролю за качеством   Менеджер по производству   Менеджер по коммерческим операциям  
                       
                           
Начальник по эксплуатации   Начальник 1-й смены по заготовкам   Начальник 1-й смены по сборке   Начальник 2-й смены по заготовкам   Начальник 2-й смены по сборке
                                       

Рис. 2.1. Пример организационной структуры.

Она демонстрирует управленческую иерархию, показывает, каким образом фирма делится на отделы и подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.

Формальная структура представлена организационной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто перед кем отчитывается и кто за что отвечает. Показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.

На схеме показана формальная структура, она точно определяет взаимоотношения между членами организации, отношения власти и области ответственности за принятые решения и их выполнение, порядок прохождения информационных потоков. Организация с такими формально установленными взаимоотношениями называется формальной.

Формальной называется организация – взаимоотношения в которой точно определены и регламентированы документально.

Поскольку на предприятии работают люди, то между ними, помимо установленных формальных отношений, самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем что есть, и что должно быть. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею.

return false">ссылка скрыта

Любое экономическое явление существует в определенной среде. Это можно сказать и об организации.

Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию или оказывает услуги. Товары и услуги представляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продаж, гарантии и т.п.). С рынка фирма получает деньги и снова информацию (данные об объемах продаж, о конкурентах, и т.п.).

Фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортные учреждения, торговые агенты), рекламными агентами, изучает общественное мнение.

Фирма работает в определенной стране, где существует определенная экономическая и политическая ситуация, определенный уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции.

Все выше перечисленной составляет среду функционирования фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления необходимо понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние этих факторов, но уметь предсказывать это влияние.

Факторы среды называют переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так вне ее.

Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.

Под внешними – переменные находящиеся вне организации, которые помогают или, наоборот, мешают функционированию организации.