Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.
Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Началу Реформации послужило выступление в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства.
Основные направления Реформации:
- бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли);
- народное, соединявшее требование упразднения Католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер);
- королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви.
Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландская и Английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований).
Движения, направленные против средневековой социальной среды, за устранение пороков религиозной системы уходят корнями в потребности, соответствующие внешним и внутренним аспектам изначальной природы человека. Реформация выросла из внутреннего желания человека вернуться к богу, посвятить ему свою жизнь. Таким образом, она была устремлена к богу, возрождая традиции духовности, характерные для библейских израильтян, называемые здесь гебраизмом, в отличие от ренессанса, ориентированного на возрождение гуманистических идеалов эллинизма, обращенного к человеку.
Этапы Реформации:
• 1517 г. — Выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Начало Реформации;
• 1518 г. — Лютер отказывается отречься от своих взглядов;
• 1520 г.— Лютер издает основные реформаторские труды;
• 1522 г, — Выходит Новый Завет на немецком языке в переводе Лютера;
• 1523 г. — Выступление Ульриха Цвингли с 67 тезисами.
Реформация не имела прямого отношения к развитию науки, однако, помимо личных связей и влияния, например, Лютера на Коперника, помимо влияния позиций вождей Реформации по тем или иным научным вопросам, она создавала совершенно иной интеллектуальной климат, влияние которого на научное мышление трудно переоценить.