II.7. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
7.а. СООТНОШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФСКИХ ПАРАДИГМ
449. Философия жизни возникла как антитеза:
а) ренессансному гуманизму;
б) средневековой схоластике;
в) классическому рационализму.
450.Категория «жизнь» противопоставлена категории «бытие» в философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
451. Истина считается «неуловимой сетью рациональных понятий» в философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической и постклассической.
452. Приоритет разума над природой является исходной посылкой философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
453. Исторический пессимизм, противоположный прогрессизму, является источником философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
454. Разум есть основной механизм человеческого поведения, залог благоустроения жизни – это постулат философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
455. Вера в совершенствование человека и мира на путях «свободы, равенства и братства» характерна для философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
456. Человеческая индивидуальность является прерогативой философии:
а) классической;
б) постклассической;
в) и классической, и постклассической.
457. Родоначальником неклассического направления в философии является:
а) Серен Кьеркегор;
б) Фридрих Ницше;
в) Артур Шопенгауэр.
458. Характерными чертами философии жизни являются:
а) целостность, завершенность, монистичность;
б) релятивность, иррациональность, интуитивизм;
в) гармония, калакогатия.
459. Согласно С. Кьеркегору, личность на пути к Богу проходит стадии:
а) архаическую, политеистическую, монотеистическую;
б) субъективную, объективную, абсолютную;
в) эстетическую, этическую, религиозную.
460. Исходный принцип философии С. Кьеркегора:
а) абстрактность; б) экзистенция; в) общезначимость.
461. Стадия человеческого развития, о которой пишет С. Кьеркегор: «Найдется много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного, который мог бы уйти дальше нее»:
а) религиозная; б) этическая; в) эстетическая.
7.б. ФИЛОСОФИЯ А. ШОПЕНГАУЭРА
462. Согласно А. Шопенгауэру, абсолютным началом и высшим космическим принципом является:
а) жизнь; б) воля; в) дух.
463. Универсальный принцип философии А. Шопенгауэра – это принцип:
а) верификации; б) эволюционизма; в) волюнтаризма.
464. Согласно иррационализму А. Шопенгауэра, мир:
а) подконтролен разуму;
б) подчиняется воле;
в) принадлежит духу.
465. Атрибуты Мировой Воли:
а) этическая нейтральность;
б) судьбоносная избирательность;
в) нацеленность на воздаяние.
466. Мировая Воля направлена на:
а) самоуничтожение;
б) размножение и увеличение;
в) усовершенствование форм и содержания.
467. Центральная категория философии А. Шопенгауэра:
а) воля к власти; б) воля к жизни; в) воля к культуре.
468. Философия А. Шопенгауэра может быть охарактеризована как:
а) интуитивизм; б) оптимизм; в) пессимизм.
469. Философия А. Шопенгауэра:
а) совершенно оригинальна;
б) является модификацией буддистского учения;
в) может считаться апологетикой христианства.
470. Согласно А. Шопенгауэру, единственным мотивом, обусловливающим моральный статус человеческих поступков, является:
а) любовь к ближнему;
б) любовь к дальнему;
в) сострадание.
471. Самоубийство, с позиции А. Шопенгауэра, – это:
а) проявление слабости, безверия;
б) закономерный итог мыслящего существования;
в) проявление свободы, субъективной воли.
7.в. ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ (в сравнении с умозрением Ф. Достоевского)
472. Исходный принцип философии Ф. Ницше:
а) принцип смерти; б) принцип жизни; в) принцип болезни.
473. Ф. Ницше выдвигает понятия:
а) дионисийского и аполлонийского начал;
б) вакхического и нарциссианского начал;
в) мужского и женского начал.
474. Нерефлексивное отношение к жизни характерно для начала:
а) вакхического; б) дионисийского; в) нарциссианского.
475. Согласно Ф. Ницше, беспримесная стихия жизни пребывает в:
а) органическом мире;
б) интеллектуальном мире;
в) духовном мире.
476. Ф. Ницше провозглашает:
а) любовь к дальнему;
б) любовь к ближнему;
в) нелюбовь.
477. Взгляды Ф. Ницше и Ф. Достоевского расходятся:
а) в иррационализме;
б) в волюнтаризме и аморализме;
в) во взглядах на христианство.
478. В отличие от Ф. Ницше, Ф. Достоевский доказывает, что человек - существо:
а) аморальное; б) этическое; в) эстетическое.
479. Стремление, не являющееся общим для Ф. Ницше и Ф. Достоевского:
а) к любви; б) к власти; в) к свободе.
480. Согласно Ф. Достоевскому, демонизм и ангельское начала в человеке открывает:
а) добро и зло; б) любовь; в) свобода.
481. Согласно Ф. Ницше, движущей силой поступков человека является:
а) моральный закон;
б) воля к власти;
в) материальный интерес.
482. Сущность Антихриста Ф. Достоевский видит в:
а) антиклерикализме; б) антидогматизме; в) самоутверждении.
483. Причина мучений Р. Раскольникова, с позиций автора:
а) слабость здоровья;
б) слабость духа;
в) совесть как имманентизм добра.
484. Центральная установка ницшеанской философии:
а) благоговение перед жизнью;
б) переоценка ценностей;
в) формирование сверхчеловека.
485. Согласно Ф. Достоевскому, человек обретает свободу:
а) в Боге;
б) в аморализме, нигилизме;
в) по ту сторону добра и зла.
486. В философии Ф. Ницше сверхчеловек свободен от:
а) морали; б) зла; в) власти.
7.г. ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА
487. Л.Фейербах обосновывает идеал жизни, согласно которому «человек человеку:
а) друг»; б) брат»; в) Бог».
488. Принцип, выражающий основные идеи Л. Фейербаха, называется:
а) этическим; б) антропологическим; в) аксиологическим.
489. Основным психическим механизмом религиозности Л. Фейербах считал:
а) отчуждение; б) приятие; в) посредничество.
490. Чувство любви Л. Фейербахом:
а) не рассматривалось; б) отрицалось; в) утверждалось.
491. Сознание и материю Л. Фейербах:
а) отождествляет; б) не рассматривает; в) не отождествляет.