II.6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

6.а. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

410. Областью первейших философских интересов И. Канта является:

а) антропология; б) онтология; в) гносеология.

 

411. Словосочетание, раскрывающее суть учения И. Канта:

а) «слепок с бытия»;

б) «вещь-в-себе»;

в) принцип «зеркального отражения».

412.Умопостигаемое, никогда не данное в опыте И. Кант именует:

а) ноуменом; б) феноменом; в) шоуменом.

 

413. И. Кант изучает:

а) всеобщее и необходимое знание;

б) возможное знание;

в) индивидуальное знание.

 

414. Запредельность миру явлений в философии И. Канта именуется:

а) трансцендентность; б) имманентность; в) трансцендентальность.

 

415. Трансцендентальное единство апперцепции – это:

а) способность узнавания, сопоставления;

б) способность к самокритике;

в) аналитические способности.

 

416. Трансцендентального субъекта характеризует:

а) многоликость;

б) сознание целостности своего «я»;

в) дуалистичность.

 

417. Человек как субъект, конструирующий в своем сознании познавательный объект, обладает главной способностью:

а) расчленять единое представление об объекте на множество понятий о нем;

б) сводить все многообразие представлений об объекте в единое понятие о нем;

в) каждому представлению давать свое понятие.

 

418. Согласно И. Канту, всякое всеобщее и необходимое знание является:

а) эмпирическим; б) априорным; в) апостериорным.

 

419. Познавательные способности, согласно И. Канту, сводятся к:

а) чувственности, рассудку, интуиции;

б) чувственности, разуму, рассудку;

в) чувственности, разуму, интуиции.

 

420. Априорными формами чувственности являются:

а) пространство и время;

б) материальное и духовное;

в) Единое и многое.

 

421. Способность к понятиям и суждениям, согласно И. Канту, есть:

а) рассудок; б) разум; в) сознание.

 

422. Разум – это способность к умозаключениям, доходящим до:

а) понятий; б) категорий; в) идей.

 

423. Неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт:

а) понятия; б) категории; в) умозаключения.

 

424. Под априорным знанием И. Кант понимает:

а) врожденное знание;

б) приобретенное личным опытом;

в) усвоенное в ходе приобщения к формам культуры.

 

425. Возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность – это составляющие категории:

а) качества; б) отношения; в) модальности.

 

426. Реальность, отрицание, ограничение – это составляющие категории:

а) количества; б) отношения; в) модальности.

 

427. Единство, множество, цельность, совокупность – это составляющие категории:

а) количества; б) отношения; в) модальности.

 

428. Субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие – это составляющие категории:

а) качества; б) отношения; в) модальности.

 

429. Возможность категорического императива вытекает из убеждения И. Канта в том, что человек – это существо:

а) природно и социально детерминированное;

б) разумное (свободное, волевое);

в) законотворческое и законоисполнительное.

 

430. Центральные идеи метафизики И. Канта – это идеи:

а) души, Бога, мира;

б) души, Бога, человека;

в) сознания, Бога, мира.

 

431. Центральные идеи метафизики И. Канта имеют значение:

а) конститутивное; б) регулятивное; в) коррективное.

 

432. Первопринципы практического разума:

а) основаны на метафизических идеях;

б) основаны на отрицании метафизических идей;

в) индеферентны по отношению к метафизическим идеям.

 

 

6.б. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ

 

433. Г. Гегель – создатель системы:

а) объективного идеализма;

б) субъективного идеализма;

в) абсолютного идеализма.

 

434. В системе Г. Гегеля отражается процесс самопознания:

а) Бога; б) человека; в) абсолютной идеи.

 

435. Исходный принцип философии Г. Гегеля отражает формула:

а) бытие > мышление;

б) бытие < мышление;

в) бытие = мышление.

 

436. Формулировка, не являющаяся выражением закона диалектики Г. Гегеля:

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон отрицания отрицания;

в) закон исключенного третьего;

г) закон перехода количественных изменений в качественны

 

437. Важнейший принцип диалектической логики Г. Гегеля:

а) абстрактное –> конкретное;

б) конкретное –> абстрактное;

в) чередование абстрактного и кокретного.

 

438. Истина в системе Г. Гегеля есть:

а) совпадение понятия и объективности;

б) совпадение понятия и сущности;

в) концентрация сущности в объективности.

 

439. Гегелевская система основана на:

а) отождествлении духа и разума;

б) противопоставлении духа и разума;

в) утверждении сознания как свойства высокоорганизованной материи.

 

440. Сферы развития абсолютной идеи:

а) сферы социального, корпоративного, личного;

б) сферы сакрального, профанного, нейтрального;

в) сферы логики, природы, духа.

 

441. «Инобытием абсолютной идеи» Г. Гегель считал:

а) природу; б) социум; в) человека.

 

442. Основные ступени самопознания духа:

а) чистое бытие, наличное бытие, инобытие;

б) субъективный, объективный, абсолютный дух;

в) природное бытие, общественное бытие, историческое бытие.

 

443. Высшая форма самопознания абсолютной идеи:

а) философия; б) религия; в) искусство.

 

444. По выражению Г. Гегеля, «плененный природой дух» - это:

а) всякая оформленная материя;

б) артефакты;

в) душа человека.

 

445. Философская система Г. Гегеля – это образец:

а) монизма; б) дуализма; в) плюрализма.

 

446. Для системы Г. Гегеля характерен:

а) деизм; б) пантеизм; в) атеизм.

 

447. Наибольшей ценностью, в представлении Г. Гегеля, обладает:

а) личность; б) семья; в) общество.

 

448. История, согласно Г. Гегелю, есть движение к полному осуществлению:

а) рая на земле; б) свободы; в) коммунизма.