II.5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

5.а. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

372. Философы XVII века свою основную задачу усматривали:

а) в выработке догматических основ вероучения;

б) в критике категориального аппарата предшествующих философских учений;

в) в разработке методологии научного познания.

 

373. Девиз эмпиризма и сенсуализма:

а) нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах;

б) нет ничего в чувствах, чего не было бы прежде в разуме;

в) нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума.

 

374. Девиз рационализма:

а) нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах;

б) нет ничего в чувствах, чего не было бы прежде в разуме;

в) нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума.

 

375. Термин «эмпиризм» образован от греческого слова empiria, которое означает:

а) опыт; б) знание; в) дело.

376. Адекватному познанию, согласно Ф. Бэкону, мешают:

а) сомнения; б) заблуждения; в) иллюзии.

377. «Идолы сознания», стоящие на пути адекватного познания, именуются Ф. Бэконом:

а) идолами рода, пещеры, болота, театра;

б) идолами рода, пещеры, площади, театра;

в) идолами племени, пещеры, площади, театра.

 

378. Эмпирический научный метод:

а) индуктивный; б) дедуктивный; в) индуктивно-дедуктивный.

 

379. Основой рационализма XVII века выступают:

а) размышления, рассуждения;

б) здравый смысл;

в) врожденные способности сознания.

 

380. Рационализм противостоит:

а) пессимизму, иррационализму, эмпиризму;

б) оптимизму, иррационализму, эмпиризму;

в) пессимизму, иррационализму, идеализму.

 

381. Принципы философии рационализма XVII века:

а) деизм, механицизм, индивидуализм;

б) теизм, механицизм, индивидуализм;

в) атеизм, механицизм, коллективизм.

 

382. XVII столетие называют:

а) веком экспериментов;

б) веком разума;

в) веком новой философии.

 

383. Философским приоритетом Мартина Лютера является:

а) вера в Бога как Личность;

б) рационализация веры;

в) апофатика.

 

384. По убеждению М. Вебера, «дух капитализма» возник и распространился благодаря:

а) атеистическому противостоянию;

б) экуменическим идеям;

в) этике протестантизма.

 

385. Высшая ценность Просвещения:

а) гуманизм; б) прогресс; в) эволюционизм.

 

386. Антиклерикализм – это борьба с:

а) невежеством; б) бюрократией; в) церковью.

 

387. Для эпохи Просвещения характерен:

а) теизм; б) деизм; в) атеизм.

 

388. Основные черты философии Просвещения:

а) прогрессизм, просветительство, демократизм, эволюционизм, антиклерикализм, радикализм;

б) прогрессизм, просветительство, аристократизм, эволюционизм, антиклерикализм, радикализм;

в) прогрессизм, просветительство, демократизм, эволюционизм, антиклерикализм, рационализм.

 

389. И. Кант назвал эпоху Просвещения:

а) «переходным возрастом человечества»;

б) «юностью человечества»;

в) «совершеннолетием человечества».

 

5.б. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ Д. БЭКОНА, Р. ДЕКАРТА,

Б. ПАСКАЛЯ, Б. СПИНОЗЫ, Г. ЛЕЙБНИЦА, Д. БЕРКЛИ, Д. ЮМА

390. Тип рационализма XVII века основан на:

а) данных естествознания;

б) положениях метафизики;

в) синтезе естествознания и метафизики.

 

391. Отвергающим схоластику является утверждение, что всеобщее и необходимое знание не может дать метод:

а) индуктивный; б) дедуктивный; в) ни индуктивный, ни дедуктивный.

 

392. Наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент как путь истинного знания провозгласил:

а) Р. Декарт; б) Д. Беркли; в) Д. Бэкон.

 

393. «Сogito ergo sum» Р. Декарта означает:

а) «сомневаюсь, следовательно, существую»;

б) «сомневаюсь, следовательно, мыслю»;

в) «мыслю, следовательно, существую».

394. Рационализм Р. Декарта основан на утверждении:

а) врожденных идей;

б) производности данных сознания от чувственных восприятий;

в) приоритета дедукции.

395. Гарантом адекватного познания, согласно Р. Декарту, является:

а) верный метод;

б) экспериментальная проверка;

в) Бог.

 

396. Дуализм Р. Декарта предполагает признание:

а) мыслящей и протяженной субстанции;

б) эмпирического и ноуменального миров;

в) индуктивного и дедуктивного методов познания.

 

397. Афоризм Б. Паскаля «У сердца есть свои основания, которых разум не знает» обосновывает:

а) самоценность неразделенной любви;

б) произвольное поведение индивида;

в) существование Бога.

 

398. Учение Б. Спинозы о субстанции должно быть охарактеризовано как:

а) теизм; б) пантеизм; в) деизм.

 

399. Атрибутами субстанции, согласно Б. Спинозе, являются:

а) безначальность и бесконечность;

б) произвольность и независимость;

в) протяжение и мышление.

 

400. Согласно Г. Лейбницу, монады находятся:

а) в отношении предустановленной гармонии;

б) в состоянии обособленности, разрозненности;

в) в условиях свободного выбора.

 

401. Риторический вопрос Д. Беркли: «А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения» – полагается в основание:

а) объективного идеализма;

б) субъективного идеализма;

в) сенсуализма.

 

402. Сравнение «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает их в искривленном виде» служит для разъяснения положения, которое именуется:

а) «идолами площади»;

б) «идолами пещеры»;

в) «идолами рода».

 

403. Как полагал Б. Спиноза, свобода для человека - это:

а) познанная необходимость;

б) произвольность и независимость;

в) самообусловленность.

 

404. Слова о том, что «с помощью науки мы достигаем того, что деревья становятся много пышней, чем были от природы, а плоды их крупнее и слаще, иного вкуса, аромата, цвета и формы» передают чаяния автора в произведении:

а) «Левиафан» Т. Гоббса;

б) «Теодицея» Г. Лейбница;

в) «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

 

405. Самосознание монады Г. Лейбниц называет:

а) аппетицией; б) перцепцией; в) апперцепцией.

406. Выражение «Человек чувствует себя ничтожным, ибо понимает, что он ничтожен: этим он велик» характеризует антропологические взгляды:

а) Р. Декарта; б) Б. Паскаля; в) Г. Лейбница.

 

407. «Зеркалом Вселенной» Г. Лейбниц называет:

а) субстанцию; б) атом; в) монаду.

 

408. Утверждением «слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям» Ф. Бэкон разъяснял свое представление об:

а) «идолах площади»; б) «идолах пещеры»; в) «идолах театра».

 

409. Утверждение существования Бога необходимо Д. Беркли для избежания:

а) солипсизма; б) эмпиризма; в) идеализма.