II.4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4.а. СПЕЦИФИКА РЕНЕССАНСНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
334. Хронологические рамки Ренессанса:
а) XIII – XV века; б) XV – XVI века; в) XV – XVII века.
335. Основным мировоззренческим принципом Ренессанса является:
а) космоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм.
336. Мировоззрение эпохи Ренессанса организует:
а) теизм; б) деизм; в) пантеизм.
337. Ренессансный натурализм как мировоззренческий принцип означает:
а) возрождение природы;
б) подражание природе;
в) бережное отношение к природе.
338. Мировоззренческая установка Ренессанса на дерзновенное творчество во благо людей эпохи получило название:
а) титанизм; б) прометеизм; в) альтруизм.
339. «Обратную сторону» в эпоху Возрождения имел:
а) натурализм; б) прометеизм; в) титанизм.
340. Ренессансный гуманизм характеризуется направленностью:
а) законодательно-правовой; б) этической; в) эстетической.
341. Философский трактат Франческо Петрарки – «Моя тайна, или Книга бесед о … к миру»:
а) «презрении»; б) «почтении»; в) «любви».
342. В Платоновской Академии изучали и развивали:
а) оккультные, мистические традиции;
б) достижения схоластики;
в) натурфилософию.
343. В трактате «О наслаждении» Лоренцо Валла разделяет мнение:
а) эпикурейца; б) стоика; в) христианина.
344. Сознание собственного величия у ренессансного человека было воспитано:
а) высокими достижениями в различных областях человеческой деятельности;
б) средневековыми представлениями о человеке как образе Божием;
в) античными героикой и антропоморфизацией богов.
345. Произведение Эразма Роттердамского:
а) «На всякого мудреца довольно простоты»;
б) «Горе от ума»;
в) «Похвала глупости».
346. Пико делла Мирандола трактует греховность человека:
а) как обратную сторону человеческого величия;
б) как поругание божественного;
в) как плоды неправильного воспитания.
4.б. РЕНЕССАНСНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
347. Ренессансная натурфилософия характеризуется обращением к:
а) космологии; б) антропологии; в) теологии.
348. *Латинская фраза «Natura est Deus in rebus» переводится как:
а) природа есть зашифрованный Бог;
б) природа есть оформленный Бог;
в) природа есть Бог в вещах.
349. Гелиоцентризм обосновал:
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Г. Галилей.
350. Гилозоизм является элементом принципа:
а) органицизма;
б) титанизма;
в) индивидуализма.
351. Глашатаем «теории героического энтузиазма» является:
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Г. Галилей.
352. Под «героическим энтузиазмом» понимается:
а) строительство светлого будущего;
б) борьба со злом и невежеством;
в) осознание человеком своей конечности.
353. Принцип тождества микро- и макрокосма нашел наиболее яркое выражение в деятельности:
а) Томмазо Кампанеллы; б) Парацельса; в) Дж. Бруно.
354. Осуществил парадигмальное разграничение философии и науки:
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Г. Галилей.
355. Натурфилософский принцип механицизма означает:
а) отождествление организма человека с машиной, механизмом;
б) утверждение универсальных законов движения;
в) обоснование механизмов поведения человека.
356. Первым стал осуществлять эксперименты, не довольствуясь привычным для философов умозрением природы, перешел к разработке научной методологии:
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Г. Галилей.
4.в. РЕНЕССАНСНЫЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
(ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО)
357. Жизнь и деятельность Н. Кузанского приходится на:
а) XIV век; б) XV век; в) XVI век.
358. Н. Кузанский был (социальное положение):
а) кардиналом Римской католической церкви;
б) монахом-доминиканцем;
в) членом Иезуитского ордена.
359. Для доказательства своих философских положений Н. Кузанский использовал метод:
а) индуктивный; б) дедуктивный; в) структурно-математический.
360. Гносеологическую позицию Н. Кузанского определяют как:
а) позицию «профанации сакрального»;
б) позицию «ученого незнания», или «ведающего неведения»;
в) позицию «абсолютного знания».
361. Онтологическая позиция Н. Кузанского:
а) пантеизм; б) деизм; в) атеизм.
362. Как показал Н. Кузанский, свойства геометрических фигур применительно к бесконечности:
а) не изменяются;
б) трансформируются до бесконечности;
в) деформируются.
363. Совпадение «максимальной прямизны» с «максимальной кривизной» доказывает в системе Н. Кузанского:
а) совпадение абсолютного максимума с абсолютным минимумом;
б) сущностную бесформенность реальности;
в) самотождественность бытия.
364. Н. Кузанский обосновал положение, ставшее основополагающим принципом эпохи Возрождения:
а) принципом консолидации;
б) принципом конфронтации;
в) принципом Всеединства.
365. Вселенная, согласно Н. Кузанскому, есть:
а) творение Демиурга;
б) абсолютный максимум;
в) абсолютный минимум.
366. Н. Кузанский утверждает апофатику, которая есть:
а) богословие, основанное на отрицании Бога;
б) богословие, основанное на отрицании постижимости Бога;
в) богословие, основанное на утверждении постижимости Бога посредством постижения его творения.
367. Учение Н. Кузанского исходит из учения:
а) Платона; б) Плотина; в) Аристотеля.
368. Абсолют, согласно Н. Кузанскому, это:
а) Личность;
б) бесконечное единое начало;
в) триединство.
369. Атрибуты Абсолюта, согласно Н. Кузанскому:
а) нераздельность и неслиянность;
б) всеблагость, всеведение, всемогущество;
в) нечто, совмещающее противоположности.
370. Гносеология Н. Кузанского основана на:
а) интеллектуальном созерцании;
б) дискурсивном разуме;
в) экспериментальном подтверждении.
371. Философия Н. Кузанского способствовала:
а) укреплению клерикализма;
б) углублению постижения Откровения;
в) разрушению иерархических представлений феодального общества.