II.3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3.а. ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМАТИКА
260. Развитие философии со II – III по VIII века именуют периодом:
а) апологетики; б) патристики; в) схоластики.
261. Идеологическая борьба с языческой философией велась в период:
а) апологетики; б) патристики; в) схоластики.
262. Основным фундаментальным принципом средневековой философии является:
а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм.
263. Христианский Абсолют:
а) трансцендентен; б) имманентен; в) трансцендентно-имманентен.
264. На формирование христианской философии наибольшее влияние оказали:
а) стоицизм; б) скептицизм; в) неоплатонизм.
265. Бог-Святой Дух - это:
а) абсолютное первоначало;
б) смысловое первоначало;
в) животворящее первоначало.
266. Креационизм утверждает:
а) Бог создал мир «из ничего»;
б) Бог создал мир, имея первоматерию-хору;
в) Бог совечен миру.
267. С позиций христианского умозрения, мир – это:
а) абсолютная реальность;
б) онтологическая иллюзия;
в) сомнамбулическая реальность.
268. Теосис основан на:
а) личностных взаимоотношениях с Богом;
б) растворении человека в Боге;
в) целеустремленности, волевых усилиях человека.
269. Христианский Бог, чтобы люди смогли полюбить его:
а) воспитывает, наказуя за непослушание;
б) являет свою волю через пророков;
в) отдает «Сына своего единородного».
270. Христианин стяжает богоподобие путем:
а) установления справедливости;
б) кенозиса;
в) добрыми делами.
271. Согласно христианскому умозрению, позволяет считать каждого человека потенциальной личностью:
а) его разум и свободу воли;
б) его способность к самоутверждению;
в) его приобщенность к социуму.
272. В ортодоксальном христианстве тело человека понимается как:
а) оковы духа;
б) причина греховности;
в) храм души.
273. *Основанием для обоснования метафизической неуничтожимости личности послужила философия:
а) Пифагора; б) Платона; в) Аристотеля.
274. Традиционализм средневековой культуры обусловлен:
а) ревеляционизмом; б) эсхатологизмом; в) сотериологизмом.
275. Условие, необходимое для принятия Христа:
а) знание; б) страдание; в) благодать.
276. Согласно христианскому умозрению, зло есть:
а) негативное бытие; б) небытие; в) бытие.
277. Принцип персонализма основан на утверждении, что:
а) Бог – это личность;
б) человек – это личность;
в) и Бог, и человек – личности.
278. Согласно теодицее, наличие зла в мире:
а) есть аргумент для отрицания всеблагости и всемогущества Бога;
б) предполагает всеблагость и всемогущество Бога;
в) не исключает атрибуты Бога – всеблагость и всемогущество.
279. Согласно христианскому умозрению, Бог вывел людей из состояния отчуждения посредством:
а) обещания воздаяния; б) подчинения своей воле; в) самоумаления.
280. Выражение «будете яко бози» (как боги) знаменует собой:
а) отпадение от Бога и стремление человека к самосовершенствованию;
б) процесс обожения;
в) синонимичность выражению «Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный».
281. Искусство толкования Священного Писания называется:
а) эсхатология; б) экзегетика; в) сотериология.
282. «Отрицательная теология» (апофатика) исходит из положения о том, что:
а) Бог не познаваем разумом;
б) Бог не существует;
в) Бог не познаваем разумом потому, что он не существует.
283. «Положительная теология» (катафатика) исходит из положения о том, что:
а) сущность Бога познаваема разумом;
б) познавая творение, человек познает Творца;
в) познание Бога возможно через веру, любовь и единение с ним.
284. В основание ортодоксальной теологии полагается тезис:
а) «Верую, ибо абсурдно»;
б) «Понимаю, чтобы верить»;
в) «Верую, чтобы понимать».
285. Для философского отношения к Священному Писанию характерен тезис:
а) «Верую, ибо абсурдно»;
б) «Понимаю, чтобы верить»;
в) «Верую, чтобы понимать».
286. Доказательства бытия Бога были сформулированы, чтобы:
а) люди обрели веру;
б) поддержать веру рациональными доводами;
в) противопоставить их существующим доказательствам небытия Бога.
287. Доказательство бытия Бога, строящееся через понимание того, что относительность и обусловленность существования всего в мире предполагает бытие абсолютного начала, получило название:
а) онтологического доказательства;
б) космологического доказательства;
в) телеологического доказательства.
288. В границах проблемы универсалий позиция «универсалии не существуют вне человеческого ума» принадлежит:
а) реализму; б) номинализму; в) концептуализму.
289. В границах проблемы универсалий позиция «универсалии существуют до и вне вещей» принадлежит:
а) реализму; б) номинализму; в) концептуализму.
3.б. ПАТРИСТИКА. УМОЗРЕНИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА
290.Апологеты отстаивали:
а) абсолютизм; б) релятивизм; в) фатализм.
291. Апологеты утверждали человеческое достоинство через его:
а) онтологизацию;
б) физиологизацию и социологизацию;
в) сакрализацию.
292. Иустин Философ утверждал, что платонизм:
а) производен от учения Моисея;
б) есть совершенно оригинальное учение;
в) тождественен Пятикнижию Моисея.
293. По мнению апологетов, согласованность с природной необходимостью:
а) повышает достоинство человека;
б) понижает достоинство человека;
в) не влияет на достоинство человека.
294. По выражению Иринея Лионского, «Бог вочеловечился, чтобы человек…»:
а) крестился; б) обожился; в) не сомневался.
295. Положение о том, что Бог – замкнутая в своей трансцендентности монада, явилось основанием для:
а) тринитарного догмата;
б) христологического догмата;
в) противостояния Ария (арианской ереси).
296. Идея о возможности человеческого обожения проистекала из положений:
а) Ария; б) Афанасия Великого; в) Аполлинария.
297. Единосщность и подобносущность – это категории:
а) противостоящие; б) взаимообусловленные; в) независимые.
298. Тезис о невозможности соединения двух совершенных природ во Христе явился основанием для:
а) никейского догмата;
б) халкидонского догмата;
в) противостояния Аполлинария.
299. Отстаивая единство двух природ в единой личности Христа, св. Григорий Богослов исходил из предпосылок о:
а) спасении человека;
б) самоутверждении человека;
в) воцерковлении человека.
300. Учение о субстанциальном равноправии добра и зла, приверженцем которого был Августин в юности:
а) манихейство; б) неоплатонизм; в) пантеизм.
301. Обращение Августина в христианство имело предпосылки:
а) онтологические;
б) гносеологические;
в) этические.
302. Как утверждал Августин, человеческое совершенство невозможно без:
а) благодати; б) верного знания; в) волевых устремлений.
return false">ссылка скрыта
303. Учение, переосмысленное Августином:
а) манихейство; б) неоплатонизм; в) пантеизм.
304. Человеческие любовь, молитва, ответственность возможны при условии:
а) персонификации Абсолюта;
б) безличности Абсолюта;
в) отсутствии Абсолюта.
305. Согласно Августину, Абсолют обладает:
а) персонифицированной волей;
б) общечеловеческой волей;
в) безволием.
306. Наиболее достоверным знанием Августин считал:
а) чувственный опыт;
б) опыт интроспекции;
в) экстатический опыт.
307. Понятия «любовь», «личность», «воля» приобретают в умозрении Августина статус:
а) этический; б) аксиологический; в) метафизический.
308. Как утверждал Августин, человек грешит:
а) по своей воле;
б) вопреки своей воле;
в) в самом акте волеизъявления.
309. Согласно Августину, ко спасению приводят:
а) заслуги человека;
б) благодать Божия;
в) заслуги, данные благодатью.
310. Согласно Августину, греховным необходимо считать:
а) поведение, не согласованное с заповедями;
б) обезбоженное сознание;
в) всю природу человека.
311. Понятие «антропоцентризм» для эпохи средневековья:
а) неприемлемо, это понятие оформилось в эпоху Возрождения;
б) характерно для позднего средневековья как следствие предренессансных мировоззренческих процессов;
в) характерно, является следствием теоцентризма.
3.в. СХОЛАСТИКА. СИСТЕМА ФОМЫ АКВИНСКОГО
312. Схоластику характеризует:
а) сверхрациональное постижение личностного Абсолюта;
б) образное выражение результатов познания;
в) рациональная, логическая аргументация.
313. «Первым схоластом» является:
а) Северин Боэций;
б) Фома Аквинский;
в) Иоанн Скотт Эриугена.
314. Не принадлежит ряду схоластов:
а) Ансельм Кентерберийский;
б) Иоанн Златоуст;
в) Пьер Абеляр.
315. Выразителем «радостного аскетизма» является:
а) Альберт Великий;
б) Дунс Скот;
в) Франциск Ассизский.
316. Бонавентуре принадлежит труд:
а) «Цветочки»;
б) «Путеводитель души к Богу»;
в) «Утешение философией».
317. «Бритва Оккама» («Не следует преувеличивать сущности сверх необходимости») направлена на:
а) защиту и обоснование реализма;
б) опровержение реализма;
в) опровержение номинализма.
318. Изречение схоласта-мистика Иоганна Экхарта – «Я молил Бога, чтобы стать свободным от…»:
а) «Бога»; б) «самого себя»; в) «первородного греха».
319. Официальной доктриной Римско-католической церкви признан осуществленный Ф. Аквинским синтез:
а) аристотелизма и Откровения;
б) платонизма и Откровения;
в) Откровения, платонизма и аристотелизма.
320. Жизнь и деятельность Фомы Аквинского приходится на:
а) VII век; б) X век; в) XIII век.
321. Отношения в системах «Бог – человек – природа», «душа – тело», «существование – сущность» Фома Аквинский:
а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.
322. Отношения в системах «вера – знание», «разум – воля» Фома Аквинский:
а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.
323. Отношения в системах «общество – индивид», «мораль – право», «церковь – государство» Фома Аквинский:
а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.
324. Понятия «внешнего перводвигателя», «производящей первопричины» и «безусловной необходимости» являются производными от представления о:
а) беспредельной реальности;
б) предельной реальности;
в) запредельной реальности.
325. Понятия «абсолютного совершенства» и «высшей цели» являются у Фомы Аквинского производными от представления о:
а) беспредельной реальности;
б) предельной реальности;
в) запредельной реальности.
326. Смысл бытия (essential), согласно Ф. Аквинскому:
а) может быть постигнут человеческим мышлением;
б) не может быть постигнут человеческим мышлением;
в) отсутствует.
327. Бытие (esse), согласно Ф. Аквинскому:
а) открыто для бесконечного познания;
б) указывает предел человеческому познанию;
в) непознаваемо.
328. В умозрении Ф. Аквинского доказывается положение:
а) бытие = мышление;
б) бытие > мышление;
в) бытие < мышление.
329. В умозрении Ф. Аквинского развивается представление о соотношении концептуальной пары «актуальность – потенциальность» (actus – potential):
а) actus = potential; б) actus > potential; в) actus < potential.
330. Согласно Ф. Аквинскому, в каждом феномене реализуется:
а) актуальность;
б) потенциальность;
в) динамика актуальности и потенциальности.
331. use it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=8&id=116787'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.