II.3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

3.а. ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМАТИКА

260. Развитие философии со II – III по VIII века именуют периодом:

а) апологетики; б) патристики; в) схоластики.

261. Идеологическая борьба с языческой философией велась в период:

а) апологетики; б) патристики; в) схоластики.

262. Основным фундаментальным принципом средневековой философии является:

а) космоцентризм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм.

 

263. Христианский Абсолют:

а) трансцендентен; б) имманентен; в) трансцендентно-имманентен.

 

264. На формирование христианской философии наибольшее влияние оказали:

а) стоицизм; б) скептицизм; в) неоплатонизм.

 

265. Бог-Святой Дух - это:

а) абсолютное первоначало;

б) смысловое первоначало;

в) животворящее первоначало.

 

266. Креационизм утверждает:

а) Бог создал мир «из ничего»;

б) Бог создал мир, имея первоматерию-хору;

в) Бог совечен миру.

 

267. С позиций христианского умозрения, мир – это:

а) абсолютная реальность;

б) онтологическая иллюзия;

в) сомнамбулическая реальность.

 

268. Теосис основан на:

а) личностных взаимоотношениях с Богом;

б) растворении человека в Боге;

в) целеустремленности, волевых усилиях человека.

 

269. Христианский Бог, чтобы люди смогли полюбить его:

а) воспитывает, наказуя за непослушание;

б) являет свою волю через пророков;

в) отдает «Сына своего единородного».

 

270. Христианин стяжает богоподобие путем:

а) установления справедливости;

б) кенозиса;

в) добрыми делами.

 

271. Согласно христианскому умозрению, позволяет считать каждого человека потенциальной личностью:

а) его разум и свободу воли;

б) его способность к самоутверждению;

в) его приобщенность к социуму.

 

272. В ортодоксальном христианстве тело человека понимается как:

а) оковы духа;

б) причина греховности;

в) храм души.

 

273. *Основанием для обоснования метафизической неуничтожимости личности послужила философия:

а) Пифагора; б) Платона; в) Аристотеля.

 

274. Традиционализм средневековой культуры обусловлен:

а) ревеляционизмом; б) эсхатологизмом; в) сотериологизмом.

 

275. Условие, необходимое для принятия Христа:

а) знание; б) страдание; в) благодать.

 

276. Согласно христианскому умозрению, зло есть:

а) негативное бытие; б) небытие; в) бытие.

 

277. Принцип персонализма основан на утверждении, что:

а) Бог – это личность;

б) человек – это личность;

в) и Бог, и человек – личности.

 

278. Согласно теодицее, наличие зла в мире:

а) есть аргумент для отрицания всеблагости и всемогущества Бога;

б) предполагает всеблагость и всемогущество Бога;

в) не исключает атрибуты Бога – всеблагость и всемогущество.

 

279. Согласно христианскому умозрению, Бог вывел людей из состояния отчуждения посредством:

а) обещания воздаяния; б) подчинения своей воле; в) самоумаления.

 

280. Выражение «будете яко бози» (как боги) знаменует собой:

а) отпадение от Бога и стремление человека к самосовершенствованию;

б) процесс обожения;

в) синонимичность выражению «Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный».

 

281. Искусство толкования Священного Писания называется:

а) эсхатология; б) экзегетика; в) сотериология.

 

282. «Отрицательная теология» (апофатика) исходит из положения о том, что:

а) Бог не познаваем разумом;

б) Бог не существует;

в) Бог не познаваем разумом потому, что он не существует.

 

283. «Положительная теология» (катафатика) исходит из положения о том, что:

а) сущность Бога познаваема разумом;

б) познавая творение, человек познает Творца;

в) познание Бога возможно через веру, любовь и единение с ним.

 

284. В основание ортодоксальной теологии полагается тезис:

а) «Верую, ибо абсурдно»;

б) «Понимаю, чтобы верить»;

в) «Верую, чтобы понимать».

 

285. Для философского отношения к Священному Писанию характерен тезис:

а) «Верую, ибо абсурдно»;

б) «Понимаю, чтобы верить»;

в) «Верую, чтобы понимать».

 

286. Доказательства бытия Бога были сформулированы, чтобы:

а) люди обрели веру;

б) поддержать веру рациональными доводами;

в) противопоставить их существующим доказательствам небытия Бога.

 

287. Доказательство бытия Бога, строящееся через понимание того, что относительность и обусловленность существования всего в мире предполагает бытие абсолютного начала, получило название:

а) онтологического доказательства;

б) космологического доказательства;

в) телеологического доказательства.

 

288. В границах проблемы универсалий позиция «универсалии не существуют вне человеческого ума» принадлежит:

а) реализму; б) номинализму; в) концептуализму.

 

289. В границах проблемы универсалий позиция «универсалии существуют до и вне вещей» принадлежит:

а) реализму; б) номинализму; в) концептуализму.

 

 

3.б. ПАТРИСТИКА. УМОЗРЕНИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

290.Апологеты отстаивали:

а) абсолютизм; б) релятивизм; в) фатализм.

 

291. Апологеты утверждали человеческое достоинство через его:

а) онтологизацию;

б) физиологизацию и социологизацию;

в) сакрализацию.

 

292. Иустин Философ утверждал, что платонизм:

а) производен от учения Моисея;

б) есть совершенно оригинальное учение;

в) тождественен Пятикнижию Моисея.

 

293. По мнению апологетов, согласованность с природной необходимостью:

а) повышает достоинство человека;

б) понижает достоинство человека;

в) не влияет на достоинство человека.

 

294. По выражению Иринея Лионского, «Бог вочеловечился, чтобы человек…»:

а) крестился; б) обожился; в) не сомневался.

 

295. Положение о том, что Бог – замкнутая в своей трансцендентности монада, явилось основанием для:

а) тринитарного догмата;

б) христологического догмата;

в) противостояния Ария (арианской ереси).

 

296. Идея о возможности человеческого обожения проистекала из положений:

а) Ария; б) Афанасия Великого; в) Аполлинария.

 

297. Единосщность и подобносущность – это категории:

а) противостоящие; б) взаимообусловленные; в) независимые.

 

298. Тезис о невозможности соединения двух совершенных природ во Христе явился основанием для:

а) никейского догмата;

б) халкидонского догмата;

в) противостояния Аполлинария.

 

299. Отстаивая единство двух природ в единой личности Христа, св. Григорий Богослов исходил из предпосылок о:

а) спасении человека;

б) самоутверждении человека;

в) воцерковлении человека.

 

300. Учение о субстанциальном равноправии добра и зла, приверженцем которого был Августин в юности:

а) манихейство; б) неоплатонизм; в) пантеизм.

 

301. Обращение Августина в христианство имело предпосылки:

а) онтологические;

б) гносеологические;

в) этические.

 

302. Как утверждал Августин, человеческое совершенство невозможно без:

а) благодати; б) верного знания; в) волевых устремлений.

return false">ссылка скрыта

 

303. Учение, переосмысленное Августином:

а) манихейство; б) неоплатонизм; в) пантеизм.

 

304. Человеческие любовь, молитва, ответственность возможны при условии:

а) персонификации Абсолюта;

б) безличности Абсолюта;

в) отсутствии Абсолюта.

 

305. Согласно Августину, Абсолют обладает:

а) персонифицированной волей;

б) общечеловеческой волей;

в) безволием.

 

306. Наиболее достоверным знанием Августин считал:

а) чувственный опыт;

б) опыт интроспекции;

в) экстатический опыт.

 

307. Понятия «любовь», «личность», «воля» приобретают в умозрении Августина статус:

а) этический; б) аксиологический; в) метафизический.

 

308. Как утверждал Августин, человек грешит:

а) по своей воле;

б) вопреки своей воле;

в) в самом акте волеизъявления.

 

309. Согласно Августину, ко спасению приводят:

а) заслуги человека;

б) благодать Божия;

в) заслуги, данные благодатью.

 

310. Согласно Августину, греховным необходимо считать:

а) поведение, не согласованное с заповедями;

б) обезбоженное сознание;

в) всю природу человека.

 

311. Понятие «антропоцентризм» для эпохи средневековья:

а) неприемлемо, это понятие оформилось в эпоху Возрождения;

б) характерно для позднего средневековья как следствие предренессансных мировоззренческих процессов;

в) характерно, является следствием теоцентризма.

 

3.в. СХОЛАСТИКА. СИСТЕМА ФОМЫ АКВИНСКОГО

312. Схоластику характеризует:

а) сверхрациональное постижение личностного Абсолюта;

б) образное выражение результатов познания;

в) рациональная, логическая аргументация.

 

313. «Первым схоластом» является:

а) Северин Боэций;

б) Фома Аквинский;

в) Иоанн Скотт Эриугена.

 

314. Не принадлежит ряду схоластов:

а) Ансельм Кентерберийский;

б) Иоанн Златоуст;

в) Пьер Абеляр.

 

315. Выразителем «радостного аскетизма» является:

а) Альберт Великий;

б) Дунс Скот;

в) Франциск Ассизский.

 

316. Бонавентуре принадлежит труд:

а) «Цветочки»;

б) «Путеводитель души к Богу»;

в) «Утешение философией».

 

317. «Бритва Оккама» («Не следует преувеличивать сущности сверх необходимости») направлена на:

а) защиту и обоснование реализма;

б) опровержение реализма;

в) опровержение номинализма.

 

318. Изречение схоласта-мистика Иоганна Экхарта – «Я молил Бога, чтобы стать свободным от…»:

а) «Бога»; б) «самого себя»; в) «первородного греха».

 

319. Официальной доктриной Римско-католической церкви признан осуществленный Ф. Аквинским синтез:

а) аристотелизма и Откровения;

б) платонизма и Откровения;

в) Откровения, платонизма и аристотелизма.

 

320. Жизнь и деятельность Фомы Аквинского приходится на:

а) VII век; б) X век; в) XIII век.

 

321. Отношения в системах «Бог – человек – природа», «душа – тело», «существование – сущность» Фома Аквинский:

а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.

 

322. Отношения в системах «вера – знание», «разум – воля» Фома Аквинский:

а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.

 

323. Отношения в системах «общество – индивид», «мораль – право», «церковь – государство» Фома Аквинский:

а) гармонизирует; б) деконструирует; в) игнорирует.

 

324. Понятия «внешнего перводвигателя», «производящей первопричины» и «безусловной необходимости» являются производными от представления о:

а) беспредельной реальности;

б) предельной реальности;

в) запредельной реальности.

 

325. Понятия «абсолютного совершенства» и «высшей цели» являются у Фомы Аквинского производными от представления о:

а) беспредельной реальности;

б) предельной реальности;

в) запредельной реальности.

 

326. Смысл бытия (essential), согласно Ф. Аквинскому:

а) может быть постигнут человеческим мышлением;

б) не может быть постигнут человеческим мышлением;

в) отсутствует.

 

327. Бытие (esse), согласно Ф. Аквинскому:

а) открыто для бесконечного познания;

б) указывает предел человеческому познанию;

в) непознаваемо.

 

328. В умозрении Ф. Аквинского доказывается положение:

а) бытие = мышление;

б) бытие > мышление;

в) бытие < мышление.

 

329. В умозрении Ф. Аквинского развивается представление о соотношении концептуальной пары «актуальность – потенциальность» (actus – potential):

а) actus = potential; б) actus > potential; в) actus < potential.

 

330. Согласно Ф. Аквинскому, в каждом феномене реализуется:

а) актуальность;

б) потенциальность;

в) динамика актуальности и потенциальности.

 

331. use it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=8&id=116787'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.