Биоэтика.
Эмоции, составляя часть психической деятельности человека, влияют на его здоровье, творческую деятельность и работоспособность. Она тем лучше и выше, чем больше положительных эмоций переживает человек.
Творчество
Современный человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей самого разного характера. Часть этих потребностей для своего удовлетворения требуют изобретения и создания новых продуктов, предметов, условий человеческой жизни, никогда ранее не существовавших и не созданных природой. Эта сторона человеческой жизнедеятельности получила название творчества.
Благодаря творчеству человек возвышается над природой. Это достигается за счет того, что в творчестве человек делает свой мир более разнообразным, удобным и безопасным для жизни. В этой связи решающее значение приобретает выработка новых ценностей, которые обеспечивают человеку сохранение здоровья и работоспособности. Здоровье и улучшение жизни людей невозможны без творчества — непрекращающегося процесса возвышения человека над породившей его природой.
Творчество — это целенаправленная деятельность по познанию и созданию качественно нового, неизвестного до сих пор в материальной и духовной сферах культуры.
Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, способность к самонаблюдению и самооценке. Важно также отметить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека.
В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них обычно выделяются четыре основных этапа творческого процесса:
1) сознательное преобразование информации;
2) созревание идеи в бессознательном;
3) переход идеи из бессознательного в сознание (озарение);
4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.
Первый и четвертый этапы представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы — иррациональная деятельность сознания. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления.
На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему.
Результатом первого этапа обычно является появление большого числа неадекватных решений и множества нерешенных проблем.
Из-за малой информационной емкости сознания появившиеся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдельные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное. После этого начинается второй этап в творческом процессе, связанный с взаимодействием сознательного и бессознательного, правого и левого полушарий мозга. Идет мощная активация бессознательного, на первых порах не дающая желаемого результата. Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возникнуть ситуация угрозы для целостности личности.
В этом случае лучше всего на время отказаться от решения проблемы и переключиться на другие задачи. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение — третий этап творчества. В этот момент подготовленное на первом этапе левое («логическое») полушарие мгновенно распознает появляющийся в правом полушарии правильный образ — решение проблемы. При этом исчезают отрицательные эмоции, которые заменяются мощными положительными. Человек испытывает чувство ни с чем не сравнимого восторга и блаженства.
На последнем, четвертом этапе творчества найденное решение переводится в языковую форму, с помощью экспериментов проверяется его истинность, идет объяснение полученных результатов. Это очень важная часть работы, причем очень трудоемкая. Поэтому озарение — начало продолжительного, нередко мучительного критического анализа, обоснования найденного решения.