Биоэтика.

Эмоции, составляя часть психической деятельности челове­ка, влияют на его здоровье, творческую деятельность и работо­способность. Она тем лучше и выше, чем больше положитель­ных эмоций переживает человек.

 

Творчество

 

Современный человек живет и действует, по­буждаемый множеством потребностей самого разного характе­ра. Часть этих потребностей для своего удовлетворения требуют изобретения и создания новых продуктов, предметов, условий человеческой жизни, никогда ранее не существовавших и не созданных природой. Эта сторона человеческой жизнедеятель­ности получила название творчества.

Благодаря творчеству человек возвышается над природой. Это достигается за счет того, что в творчестве человек делает свой мир более разнообразным, удобным и безопасным для жизни. В этой связи решающее значение приобретает выработка новых ценностей, которые обеспечивают человеку сохранение здоро­вья и работоспособности. Здоровье и улучшение жизни людей невозможны без творчества — непрекращающегося процесса возвышения человека над породившей его природой.

Творчество — это целенаправленная деятельность по позна­нию и созданию качественно нового, неизвестного до сих пор в материальной и духовной сферах культуры.

Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, способность к самонаблюдению и самооценке. Важно также от­метить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека.

В современной науке существует несколько моделей творче­ской деятельности. В них обычно выделяются четыре основных этапа творческого процесса:

1) сознательное преобразование информации;

2) созревание идеи в бессознательном;

3) переход идеи из бессознательного в сознание (озарение);

4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.

Первый и четвертый этапы представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для интуитивного реше­ния информации, а также анализ этого решения. Второй и тре­тий этапы — иррациональная деятельность сознания. Таким об­разом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления.

На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему.

Результатом первого этапа обычно является появление боль­шого числа неадекватных решений и множества нерешенных проблем.

Из-за малой информационной емкости сознания появившие­ся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдель­ные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное. После этого начинается второй этап в творческом процессе, свя­занный с взаимодействием сознательного и бессознательного, правого и левого полушарий мозга. Идет мощная активация бес­сознательного, на первых порах не дающая желаемого результа­та. Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возник­нуть ситуация угрозы для целостности личности.

В этом случае лучше всего на время отказаться от решения про­блемы и переключиться на другие задачи. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение — тре­тий этап творчества. В этот момент подготовленное на первом эта­пе левое («логическое») полушарие мгновенно распознает появ­ляющийся в правом полушарии правильный образ — решение проблемы. При этом исчезают отрицательные эмоции, которые заменяются мощными положительными. Человек испытывает чувство ни с чем не сравнимого восторга и блаженства.

На последнем, четвертом этапе творчества найденное реше­ние переводится в языковую форму, с помощью экспериментов проверяется его истинность, идет объяснение полученных ре­зультатов. Это очень важная часть работы, причем очень трудо­емкая. Поэтому озарение — начало продолжительного, нередко мучительного критического анализа, обоснования найденного решения.