Домашнее задание.
Тема: «Сестринский процесс при скарлатине у детей».
1.Прочитать: конспект лекции.
2.Прочитать: учебник О. К. Лютиковой «Сестринское дело в
педиатрии», стр.284-291.
3.Выписать ключевые слова.
4. Составить кроссворд,ситуационную задачу, памятку маме
по уходу за ребенком по теме: «Скарлатина".
Список литературы для преподавателя:
1.О. К. Лютикова «Сестринское дело в педиатрии». «АНМИ» Москва 2005г.
2.Н.В.Ежова, Е. М.Русакова, Г.И.Кащеева «Педиатрия». Издательство «Оникс» 2008г. Москва.
3. Практикум по педиатрии Н.В.Ежова, Г.И.Ежов. Издательство «Оникс» Москва 2008г.
4.»Сестринское дело в педиатрии» - практикум. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.
5.Г.В.Егинбарьянц практикум «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов-на-Дону г Феникс 2004г.
Список литературы для студентов:
1.О.К.Лютикова «Сестринское дело в педиатрии» Москва «АНМИ»2005г.
2. Сестринское дело в педиатрии – практикум. Издательство «Феникс» - Ростов-на-Дону 2002г.
3. Педиатрия - практикум Н.В.Ежова, Г.И.Ежов. Издательство «Оникс» - Москва 2008г.
Приложения
Скарлатина. |
Скарлатина (Scarlatina) - острое инфекционное заболевание, вызываемое стрептококком группы А, характеризующееся: Ангиной лихорадкой, синдромом интоксикации, острым тонзиллитом с регионарным лимфаденитом, мелкоточечной сыпью. шелушением И развитием инфекционно-аллергических осложнений. склонностью к осложнениям септического и аллергического характера. |
Возбудитель скарлатины. |
Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А, способный продуцировать эритрогенный экзотоксин. Скарлатина возникает только в случае, когда инфицирование происходит высокотоксигенными штаммами С Г А при отсутствии у ребенка антитоксического и антимикробного иммунитета. |
Механизм передачи. |
Механизм передачи: капельный. Основной путь передачи - воздушно-капельный. Возможен контактно-бытовой путь заражения через предметы и вещи, бывшие в употреблении больного, в виду устойчивости возбудителя во внешней среде Интенсивность распространения возбудителя резко возрастает при кашле, чихании, что объясняет появление очагов скарлатины в детских учреждениях. |
Источник инфекции. |
Источником инфекции являются больные скарлатиной и другими формами стрептококковой инфекции, а также носители СГА. Больной становится опасным с начала заболевания, длительность заразного периода варьирует от нескольких дней до недель (и даже месяцев) . |
Входные ворота инфекции. |
Входными воротами являются слизистые оболочки небных миндалин, иногда - поврежденная кожа (раневая или ожоговая поверхность) |
Период высыпания. развивается в ранние сроки, как правило, в первые 2 дня заболевания. По морфологии сыпь мелкоточечная, размером 1-2 мм, близко расположенные друг к другу. Локализуется преимущественно на сгибательных поверхностях конечностей, передней и боковых поверхностях шеи, боковых частях груди, на животе, поясничной области, внутренних и задних поверхностях бедер и голеней, в местах естественных сгибов - подмышечных, локтевых, паховых, подколенных |
Синдром острого тонзиллита характеризуется болями в горле (особенно при глотании), отграниченной гиперемией слизистой оболочки зева и небных миндалин, иногда мелкоточечной энантемой на мягком небе, реакцией тонзиллярных лимфатических узлов (увеличение, умеренное уплотнение). Тонзиллит чаще носит катаральный характер, но может быть лакунарным или фолликулярным. |
Клинические проявления скарлатины. |
Начальный период. Скарлатина начинается, как правило, остро. Характерны интоксикация, лихорадка, острый тонзиллит с регионарным лимфаденитом. Синдром интоксикации проявляется нарушением общего состояния, головной болью, нередко тошнотой и рвотой, тахикардией. Температура тела повышается до 38° С и выше. |
Типичными для скарлатины являются изменения языка. В 1-й день болезни он обложен беловатым налетом, со 2-го по 4-5-й день постепенно очищается и приобретает вид яркого, с выступающими грибовидными сосочками на очистившейся поверхности ("малиновый язык"). |
В этом периоде скарлатины отмечается характерный вид лица больного: на фоне яркого румянца щек и вишневой или малиновой окраски губ выделяется бледный носогубный треугольник (симптом Филатова). |
Период реконвалесценции начинается со 2-й нед. заболевания и продолжается 10-14 дней. Он характеризуется наличием у некоторых больных шелушения кожи. Типичным для скарлатины является крупно-пластинчатое шелушение, особенно на пальцах рук и ног. В периоде реконвалесценции сохраняется повышенная чувствительность к стрептококковой суперинфекции и связанная с ней опасность развития |
Осложнения. |
Бактериальные: Отиты Синуситы Лимфадениты Аллергические: Ревматизм Гломерулонефрит |
Лимфаденит. |
Диагностика. |
Лабораторная диагностика. бактериологический метод, позволяющий обнаружить СГА в материале из любого очага поражения (слизь из зева и носа, отделяемое раны и др.) Гематологический метод (наличие в остром периоде болезни в крови лейкоцитоза, нейтрофилеза, повышенной СОЭ) помогает в установлении диагноза. Существенную помощь в проведении дифференциальной диагностики оказывают лабораторные методы (микробиологический, вирусологический, серологический, гематологический и др.). |
4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAEQBAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBj In1tPgQAALERAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAEMCAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQAC0Tl41wAAAK0CAAAZAAAAAAAAAAAAAAAAAK0GAABkcnMvX3JlbHMvZTJvRG9jLnhtbC5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADyHul/hAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAuwcAAGRycy9kb3ducmV2 LnhtbFBLAQItAAoAAAAAAAAAIQCDXroub5MAAG+TAAAUAAAAAAAAAAAAAAAAAMkIAABkcnMvbWVk aWEvaW1hZ2U0LmpwZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQDWK8ji3M8FANzPBQAUAAAAAAAAAAAAAAAAAGqc AABkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UyLnBuZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQCZtSug1LkAANS5AAAUAAAAAAAA AAAAAAAAAHhsBgBkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UxLmpwZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQCjet+pOuMAADrj AAAUAAAAAAAAAAAAAAAAAH4mBwBkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UzLnBuZ1BLBQYAAAAACQAJAEICAADq CQgAAAA= ">
Лечение скарлатины |
Постельный режим в течении 5-6 дней. Антибактериальная терапия (амоксиклав, феноксиметилпенициллин, оспен, орациллин) в течении 10-14 дней. Гипосенсибилизирующая терапия (тавегил, супрастин, цитрин) Витаминотерапия (аскорутан) Полоскание зева слабыми растворами антисептиков (настой ромашки, эвкалипта) |
Проблемы детей болеющих скарлатиной и их родителей. |
Лихорадка Боль в горле, боль в мышцах, суставах Нарушение питания Нарушение сна Снижение двигательной активности Риск развития осложнений |
Дефицит знаний о заболевании и уходе Страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания Психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка |
Сестринские вмешательства. |
Восполнить дефицит знаний родителей о заболевании, возможных осложнениях. Обеспечить изоляцию больного на 22 дня. Обеспечить пациенту постельный режим. Своевременно выполнять назначения врача. Ежедневно проводить текущую дезинфекцию. Осуществлять мониторинг за жизненно-важными функциями (температурой, Ps, АД, диурезом, состояние кожных покровов и слизистых оболочек) Оказывать психологическую поддержку ребенку.(уделять внимание, играть в спокойные игры) |
Профилактика. |
Специфическая профилактика отсутствует. Неспецифическая профилактика Закаливание Соблюдение санитарно-гигиенического режима в детских учреждениях Витаминизация пищи Раннее выявление и изоляция больных ангиной. |