ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В СЕРЕДИНЕ XX в. И СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОЕНИЯ НА РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ.

План

1 Градостроительство в период с 1915 по 1939 гг. и современное время.

2 Наиболее крупные агломерации.

3 Самые урбанизированные страны.

4 Исторические этапы в развитии городов.

 

После окончания первой Мировой войны участвующие страны оказались в очень тяжелом экономическом положении. Одна из самых актуальных проблем того времени – недостаток в жилищах.

Улучшение жилищных условий было одним из главных требований, предъявляемых ими к правительствам и предпринимателям. Так, например, в 1919 г. в Англии коалиционное либеральное правительство было вынуждено разработать программу жилищного строительства, основанную на предоставлении правил займов и субсидий строительным организациям. Аналогичные акты были приняты и в других государствах.

В целом для данного периода характерно:

1) беспорядочное развитие промышленности, добычи ископаемых, использование энергетических ресурсов;

2) диспропорция между индустриальными районами и сельскохозяйственными угодиями;

3) уничтожение природного ландшафта, вырубка леса и, связанная с ней, обмеление рек;

4) интенсивный рост городского населения (в Лондоне в 1801 г. – 100 тыс. жителей, в 1931 – 8 млн., в Париже в 1801 – 500 тыс. человек, в 1931 – 3 млн.);

5) быстрый рост городов, ухудшение условий жизни;

6) ухудшение сообщений между частями города, в т. ч. и за счет увеличения числа автомобилей (за 25 лет население США увеличилось на 35 %, а количество автомобилей на 2800%);

7) несоответствие исторически сложившейся планировки развитию современного транспорта.

Для решения этих проблем были разработаны некоторые проекты реконструкции старых городов, но не все они были приемлемы по разным причинам. Так, например, проект реконструкции Парижа предусматривал уничтожение исторической части города в пользу транспортных магистралей и поэтому не был выполнен.

В 1922 Корбюзье был разработан проект на 3 млн. чел. согласно которому город делился на следующие части: А - Сити (деловая часть города), Б – жилая зона, В – город-сад (зеленая зона).

Большое значение в развитие градостроительства внес ΙV конгресс Международной организации современных архитекторов (1933 г.), который был позднее назван Афинской хартией. В Афинской хартии были четко классифицированы основные функции и элементы современного города: жилище, труд, отдых, транспорт, исторические памятники.

Исходя их этой классификации, Афинская хартия ставила вопрос о необходимости функционального зонирования города и наметила ряд мер по улучшению состояния существующей застройки.

Влиятельным направлением архитектуры становится функционализм. Представители этого направления считают основой создания архитектурного произведения совершенство функциональной организации сооружений.

Принципы функционализма:

1) дифференциация общего объема здания (помещения с одинаковыми функциями группируются, связь между ними осуществляется с помощью открытых или закрытых переходов);

2) простота и геометричность форм;

3) широкое распространение стандартных строительных элементов (типизация жилищного строительства);

4) создание малометражных квартир;

5) возведение жилых комплексов на свободных территориях;

6) отказ от естественных строительных материалов (камень, кирпич, дерево) и декоративности.

Хотя функционализм был ведущим направлением в архитектуре 20-30-х гг. XΙX в., развитие его было неравномерным (наиболее быстро он развивался в промышленности и жилищном строительстве).

Противоположным направлением существовавшим в те годы был экспрессионизм, сторонники которого считают главной целью архитектурного творчества выразительность художественного образа сооружения. Наиболее ярким представителем этого стиля являлся Антонио Гауди.

В настоящее время во всем мире усилился процесс урбанизации.

Общая площадь суши земного шара составляет 149,1 млн. км². Из них – принимая во внимание климатические, рельефные и другие условия – для проживания пригодны 70 млн. км², т.е. меньше половины. А для освоения городских и сельских территорий под постройку пригодны только 28 млн. км², т.е. всего 19 %.

return false">ссылка скрыта

С бурным ростов городов под новые застройки от дикой природы отбираются все больше территорий. Отдельные города превратились в гигантские агломерации. Они характеризуются высокой степенью концентрации людских сил и инфраструктурных объектов. На территории стран СНГ к моменту распада СССР специалисты по градостроительству различали около 200 городских агломераций, в пределах которых проживало 56 % населения страны.

Разрастание и фактическое слияние некоторого числа близкорасположенных городских агломераций приводит к образованию мегаполиса, или мегалополиса (таблица 1).

В «Вестнике РАН» (1996) приводятся следующие данные: в 1800 г. в мире был только один город с населением более 1 млн. чел (Пекин), то в 1900 г. их стало 16, в 1950 – 59, а в 2010 г. ожидается 511. В 1950 г. в мире существовало три города с населением более 10 млн. чел. (Лондон, Шанхай, Нью-Йорк), к 2000 г. прогнозировалось 24. При сохранении нынешних темпов прироста численность жителей Мехико к 2010 г. может достичь 30 млн. чел. Значительно расширяются площади мегаполисов. Так, территория Мехико за период с 1940 по 1990 гг. возросла с 130 до 1250 км², а за это время территория Москвы – с 326 до 994 км².

 

Таблица 1 – Самые крупные мегаполисы планеты (Фокус, 1999, № 14)

 

Мегаполис Страна Число жителей, млн. человек
Токио Япония 28,8
Мехико Мексика 17,8
Сан-Паулу Бразилия 17,5
Бомбей Индия 17,4
Нью-Йорк США 16,5
Шанхай Китай 14,0
Лагос Нигерия 12,8
Калькутта Индия 12,7
Буэнос-Айрес Аргентина 12,3

 

 

Сегодня мегаполис – самая крупная форма расселения людей. Наиболее сформировавшийся из них – Токайдо. Он расположен на одном их японских островов Хонсю, по оси Токио – Осака и далее до Кобе, охватывает свыше половины населения Японии (65 млн. человек). Эта структура продолжает быстро развиваться. Только столичный район Сютокен объединил города и населенные пункты четырех префектур Японии. В нем проживает около 30 млн. человек и производится примерно 30 % национального продукта страны.

На Востоке США, на Атлантическом побережье, между Бостоном и Вашингтоном, сложился еще один мегаполис - это одна из самых урбанизированных зон планеты, включающая четыре американских штата: Мериленд, Виргиния, Массачусетс и Нью-Хэмпшир.

В Европе более или менее сплошные застройки в районе нижнего и среднего Рейна объединили пять государств – Германию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Здесь же, на германской территории Северный Рейн-Вестфалия с административным центром Дюссельдорф, расположен Рур – наиболее насыщенный промышленный регион планеты. Вместе с городами Кельн, Дуйсбург, Эссеном, Гельзенкирхен, Бохум, Дортмунт, Вупперталь, Золинген, Ремшайд, являющихся, в свою очередь агломератами многочисленных населенных пунктов, он образует крупный мегаполис. Сплошная череда застроек тянется с севера на юг 80 км, еще две полосы шириной 20 и 30 км уходят с запада на восток на 70 и 40 км соответственно.

Крупная агломерация сложилась по линии Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

Общая площадь урбанизированных территорий Земли на начало 1980-х г. оценивалась в 4,69 млн. км², то к 2070 г., согласно прогнозу, она может увеличиться до 19 млн. км², т.е. больше чем в четыре раза, что составит почти четверть всей жизнепригодной территории.

В 1830 г. в городах проживало более 3 % населения, в 1900 г. – 13,6 % (225 млн. чел.), в 1960 – 34 %. К 1980 г. в черте городов проживало 1 млрд 821 млн. человек, или 41,1 % , а к 1990 г. их общее количество увеличилось до 66 % от всего населения планеты. При этом необходимо учесть, что начиная с 1970 г. общая численность населения на Земле увеличивалась в среднем на 1,7 % , а население городов за это же время – на 4 % (таблица 2).

 

Таблица 2 – Доля городского населения в общей численности

населения земного шара, %

 

Регионы мира 1950 г. 1966 г. 2000 г.
Северная Америка
Европа
СНГ
Восточная Азия
Латинская Америка
Африка
Южная Азия
Океания
Китай
Весь мир

 

Наибольшая степень урбанизации наблюдается в таких странах, как Великобритания (91 %), Израиль (89 %), Австралия (89 %), Швеция (87 %), Германия (85 %), Дания (85 %), Новая Зеландия (85 %).

Процесс урбанизации коснулся и России: к началу 1994 г. на ее территории было зарегистрировано 1 059 городов, 2 066 поселков городского типа и 155 тыс. населенныхпунктов. Урбанизированными видами расселения охвачено 108 млн. чел. (73 % всего населения). Причем в Северо-Западном и Центральном районах, а также в ряде регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока доля городского населения превышает 80 %. Урбанизированным регионом является и Мурманская область, где в городах сосредоточено около 92 % всего населения. Интересно отметить, что 40 % городского населения России проживает в 33 крупнейших агломерациях. В ряде городов плотность населения превышает оптимальную величину (300 чел. / га) и имеет тенденцию к еще более большему росту (для сравнения – Париж – 291 чел. / га, Берлин – 189 чел. / га, Лондон – 128 чел. / га).

Гигантская концентрация людей в городах усиливает нагрузку на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, огромное количество бытовых, промышленных стоков, различных отходов и пр.). Все это в конечном счете снижает устойчивость города к опасным природным и природно-техногенным процессам и явлениям.

Если рассматривать историю градостроительства в целом, то можно выделить стадии изменения экологического состояния города:

1) древнейшие поселения (30 – 20 вв. до н. э. – 4 -3 вв. до н.э.);

2) античный город (4 – 3 вв. до н.э. – 4 – 5 в. н.э.);

3) средневековый город (4 -10 вв. – 15 в.);

4) период Возрождения (15 – 18 вв.);

5) город в период первой промышленной революции (18-19 вв.);

6) город в период второй промышленной революции (20–60-е г. 20 в.);

7) современный город.