Философская мысль Древней Индии

 

Философия впервые зародилась в Древней Индии и Древнем Китае в I тысячелетии до н.э. Наиболее влиятельным объективно-идеалистическим учением Древней Индии была веданта, послужившая философской основой религии индуизма. Центральное место в веданте занимало учение о Брахмане (Боге), Атмане (индивидуальной душе) и мире. Одно из течений веданты – адвайта – полагало, что единственная реальность в мире – Брахман, который стоит за всем многообразием вещей, служащих его воплощением. В рамках другой школы веданты – видишты-адвайты – признавалось существование трех реальностей – Бога, души и материи. Считалось, что душа подчиняет себе материальное тело, а Бог творит души людей, все тела и господствует над ними.

Веданта, как и многие другие философские системы в Индии, включала в себя учение о перерождении, переселении душ, называемое сансарой. Согласно этому учению, смерти как таковой нет, она представляет собой переход души от существования в одном теле к существованию в другом. Направление сансары – восходящее или нисходящее – определяется законом кармы (воздаяния), под которым понималось влияние совершенных человеком действий на характер настоящего и последующего существования. Если человек вёл добродетельную жизнь, то его душа переселяется в тела более совершенных людей, если же он вёл неправедную жизнь, – то в тела менее совершенных людей и даже животных и растений.

Основным способом познания в веданте признавалась интуиция в виде божественного откровения; ощущение и логический вывод считались второстепенными. Цель усилий человека – освобождение от материального существования, перерождений, постижение Бога и слияние с ним. Последнее возможно путем изучения веданты, выполнения норм индуизма и требует шести средств – спокойствия, умеренности, отрешенности, терпения, сосредоточенности и веры.

Из всех древнеиндийских философских учений особенно большое влияние на культуру человечества оказал буддизм, послуживший основой первой по времени возникновения мировой религии. Основатель буддизма – индийский принц Сидхартха Гаутама (6 в. до н.э.), названный Буддой – просветленным. В буддизме нет деления на дух и материю, в нем осуществляется смешение индивидуального и космического. Бытие – психологический процесс, в который вовлечён и внешний мир, поток постоянно сменяющих друг друга вспышек энергии – так называемых дхарм. Творческим началом и исходной причиной бытия признавалась психическая активность человека. Поскольку буддизм единственной реальностью фактически признает лишь психику человека, то по своей сущности он есть субъективно-идеалистическое учение. В той мере, в которой впоследствии буддистами было признано существование богов других религий, а также обожествлён и сам Будда, буддизм включил в себя элементы объективного идеализма. Впрочем, онтологические проблемы не являются главными для буддизма, главным в нём служит этико-практическая направленность, разработка проблемы существования личности.

Суть своего учения Гаутама выразил в четырех «благородных» истинах: 1) сущность жизни есть страдание, 2) причина страданий – желания и привязанности, т.е. потребности, 3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности, 4) для этого существует путь внутреннего самопреобразования из восьми ступеней, ведущих к просветлению, а через него к высшему состоянию – нирване.

Почему же возникло такое учение? Этому способствовали как природа, так и особенности социального строя Индии. Удушающая жара, сменяющаяся сильными тропическими ливнями, буйство растительности, постоянное наступление джунглей на крестьянские посевы, изобилие опасных хищников и ядовитых змей, – всё это порождало у людей чувство униженности и страха, которые у большинства из них ещё усиливались из-за кастовой системы. Весь мир с его исступлённым буйством природных стихий и жестоким кастовым делением (когда люди не равны не только перед обществом, но и перед Богом) воспринимался тонко чувствующим человеком как наваждение, не несущее ничего, кроме разочарований и страданий. Более того, это было бесконечное, навязчивое наваждение, поскольку индийцы верили в переселение душ. Страдания не заканчивались со смертью, ибо душа обретала новую жизнь, возрождаясь в другом теле и потеряв память о прежнем воплощении. Добро и зло прошлой жизни по закону кармы влекли за собой награду или возмездие в следующем воплощении и вместе с ним неизбежные страдания. И даже самоубийство не освобождало от пут жизни, ибо за ним следовало новое рождение и возмездие. В буддийском тексте говорилось: «Рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание» (2, с.118). Буддизм как весьма пессимистическое учение видел лишь тёмную сторону жизни, радость бытия была ему незнакома.

Если весь мир есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо освободиться от пут жизни и смерти, вырваться из мира, но куда? Гаутама после шести лет скитаний и последующего просветления отвечает: освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все желания и привязанности, а вместе с ними и страдания. Слово «нирвана» буквально означает «затухание», «угасание». Это внутреннее угасание, по мнению буддистов, освобождает от жажды жизни, вызывавшей все новые и новые перерождения, и мудрец растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.

Для достижения просветления и затем нирваны существует «восьмисоставной путь», включающий в себя правильные поведение, видение, образ жизни, речь, помыслы, усилия, внимание, сосредоточение. Этика буддизма сводится к пяти запретам: не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не лгать, не убивать никакое живое существо, не пить вина.

Осуществление программы буддизма в полном объёме означало бы просто уход из жизни. Поэтому на практике эта программа реализуется лишь частично. Примечательно, что Гаутама не признавал крайнего аскетизма. Он считал, что верующий вовсе не обязательно должен быть членом монашеской общины и искать нирвану в этой жизни. Достаточно соблюдать моральные нормы, помогать общине, и тогда будут заложены условия для обретения нирваны в одном из следующих перерождений.

Положительное значение буддизма заключается в признании равенства всех людей, бережном отношении к природе, особенно живой, культивирование идеи самосовершенствования человека и общечеловеческих норм морали. Однако главную идею буддизма – отказ от потребностей и, следовательно, смирение – принять нельзя. По мнению буддистов, такой отказ в состоянии нирваны означает свободу. В действительности же это – мнимая свобода. Подлинная свобода означает саморазвитие личности, подразумевающее расширение круга разумных потребностей, и её самореализацию, обязательно включающую в себя удовлетворение основных потребностей. Смысл жизни состоит не в отказе от основных потребностей, а в борьбе за их удовлетворение.

Ценность буддизма состоит также в том, что в его рамках было разработано много частных методик психосоматической саморегуляции, позволяющих достичь нирваны. Под ней буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также и от своих мыслей. С точки зрения современной психологии и медицины, это загадочное и интриговавшее долгое время западных мыслителей состояние есть так называемое ау С точки зрения современной психологии и медицины, это загадочное и интриговавшее долгое время западных мыслителей состояние есть так называемое аутогенное состояние сознания, которое качественно отличается от состояний бодрствования, сновидений и гипноза. Это состояние является противоположным дистрессу (тягостному напряжению и острой тревоге) и само по себе обладает лечебным эффектом с превосходящим сон восстановительным потенциалом. Для него характерны отвлечение от внешних раздражителей, повышенная внушаемость и самовнушаемость, более сильная, чем в обычном состоянии, связь психики с соматическими (телесными) процессами, а также умиротворенность, впечатление единства со всеми людьми, слияния с миром и гармонии существования, изменение пространственно-временных ощущений, способность к яркой визуализации и аудитизации представлений (т.е. умение видеть при закрытых глазах воображаемые картины и слышать воображаемые звуки, в том числе и голоса, т.е. как бы испытывать сновидения наяву).

return false">ссылка скрыта

Аутогенное состояние служит базовым элементом многих современных методов психотерапии и психосоматической регуляции (аутотренинга), без которых невозможно сохранение здоровья в условиях чрезмерно интенсивной жизни. Заслуга буддизма и других древних восточных учений, в том числе йоги, состоит в открытии аутогенного состояния и разработке методик его достижения. Разумеется, возможности использования аутогенного состояния, как и любой методики вообще, ограничены. В частности, человек не может находиться в нём круглыми сутками, как и не может, к примеру, всё своё время посвящать чтению романов или просмотру фильмов. Нирвана (или аутогенное состояние) необходима не для уклонения от трудностей жизни, как это получилось в буддизме, а для восстановления сил, необходимых для преодоления этих трудностей.