Методы управления аптечным предприятием

Методы непосред-ственного воздействия   Методы косвенного воздействия  
Экономические Организационные Моральные Правовые   Научно-технического и экономического прогнозирования Кибернетики Статистики Математические методы анализа и моделирования Экономический анализ Социологические исследования Графические методы моделирования, расчета, контроля, учета и анализа производства и реализации фармацевтической продукции, структур и процесса управления  

Экономические методы управления – это способы влияния на трудовую деятельность людей, основанные на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий.

К экономическим методам относятся: планирование, материальное стимулирование, использование фондов развития производства, распределение прибыли, ценообразование, кредитование, осуществление материальных санкций, распределение капитальных вложений и некоторые другие.

С помощью экономических методов управления определяется программа деятельности производственных подразделений, осуществляется целенап­равленное влияние на экономические интересы всего коллектива и каждого работника, создаются условия для творческой активности и инициативы работников.

Использование экономических методов разрешает влиять на повышение экономической эффективности производства и качества работы. Благодаря этим методам осуществляется влияние на процесс производства, реализацию и обмен на основании сравнения затрат и результатов, затрат и общественных потребностей.

Использование экономико-математических методов разрешает давать качественную и количественную характеристику связей между явлениями, оказывает содействие утверждению более обоснованных управленческих решений.

Среди экономико-математических методов наиболее широкое распространение получили методы математического программирования. Так, с помощью линейного программирования в процессе обработки информации из великого множества возможных вариантов может быть избран оптимальный вариант управления.

 

В фармацевтической системе программирование и моделирование применяют при решении задач прогнозирования спроса на фармацевтическую продукцию, объёмов сбыта, организации снабжения, логистических процессов и др.

 

Динамическое программирование разрешает решать любую хозяйственную задачу поэтапно, с учетом фактора времени. Этот метод широко применяется при отраслевом долгосрочном планировании на уровне предприятия (объединения).

Методы организационного влияния – это методы, которые опираются на власть руководителя, на его права, на присущую организации дисциплину и ответственность. Разумное администрирование всегда предусматривает использование средств стимулирования, убеждение, воспитание, развитие инициативы.

Назначение организационных методов управления состоит в координации деятельности подчиненных в процессе решения намеченных задач. Этот процесс включает ряд последовательных этапов.

Первый этап организационного влияния – постановка задачи, отдача распоряжения. При этом распоряжение должно иметь не только указания относительно задачи, но и предусматривать пути его выполнения, ресурсы. Важнейшими компонентами этого этапа являются: распределение обязанностей, установление порядка работы, предоставление исполнителю полномочий.

Обязанность – это определенный круг действий, возложенных на любое лицо, и безусловных к выполнению. При распределении обязанностей руководствуются, прежде всего, критериями эффективности и другими обстоятельствами, а именно: особенностями собственно задач, субъективными особенностями исполнителей (например, провизором-информатором или медицинским представителем фармацевтического предприятия не может быть человек замкнутый, несклонный к общению, хмурый).

Очень важной проблемой является соблюдение баланса между задачей и правами исполнителя, а также между задачей и ресурсами в широком смысле слова (кадры, средства производства, финансы, знания, привычки и т.п.).

Следующий этап – установление ответственности. Исполнитель должен знать, какие вообще мероприятия и по отношению к кому может применять руководитель, он должен иметь представление о степени ответственности в конкретном случае.

Важное значение имеет инструктаж. Это обобщенное понятие, которое характеризует разъяснение, убеждение, обучение.

Еще один этап организационного влияния – отдача распоряжения во время работы. При этом предлагается учитывать следующее:

· распоряжения должны быть объективно необходимыми, они должны вытекать из существующего состояния вещей, а не из стремления "командовать";

· распоряжения не должны наносить ущерба авторитету руководителя в глазах подчиненных;

· распоряжения должны учитывать особенности отдельных исполнителей: квалификацию, активность, опыт, личные качества;

· распоряжения должны развивать самостоятельность и инициативу работников.

Важным этапом руководящей деятельности является учет хода работы. Руководитель должен установить, когда и какая информация может поступать, кто ее представляет. И последнее: контроль выполнения и подведение итогов. На исполнителя отрицательно действует, если по какой-то части задач руководитель не подводит итогов. Это ослабляет исполнительную дисциплину, снижает инициативу работника.

В зависимости от форм и задач различают такие виды организационной деятельности: отбор, расстановка, работа с кадрами; организационное нормирование; оперативное планирование; доведение задач к исполнителям; организационный инструктаж; организационная распорядительность; контроль выполнения; организационный анализ; организационное проектирование.

Отбор, расстановка и работа с кадрами предусматривает разработку методик и профессиограм для оценки при приеме на работу деловых качеств работника, квалификационных таблиц и справочников; типичных документов для оформления приема на работу и учета кадров; разработку документации относительно аттестации и тарификации кадров; учет кадров; периодическую аттестацию руководителей и специалистов; разработку методик относительно регулирования кадров; создание кадрового резерва.

Организационное нормирование – это использование при управлении норм, правил, инструкций, которые являются базой для организации процесса управления.

 

Например, в деятельности аптек – это правила внутреннего распорядка, Правила торговли лекарственными средствами в аптечном учреждении и отпуска медикаментов, нормативы развития аптечной сети, Государственная Фармакопея Украины, паспорт аптеки и т.п.

Организационное нормирование повышает эффективность управления аптечными учреждениями при условии выполнения таких требований:

а) нормирование должно объединяться с материальным и моральным стимулированием выполнения правил и норм;

б) нормы не должны сковывать инициативу непосредственных испол­ни­телей;

в) нормы должны укреплять личную ответственность исполнителей.

 

Организационное планирование призвано определять исполнителей отдельных процессов, сроки выполнения и необходимые ресурсы. Конечным результатом организационного планирования является организационный план управленческой деятельности.

Оперативное планирование – это определение ориентировочных следствий работы в конкретном периоде; распределение работы между исполнителями с соблюдением необходимой преемственности, пропор­циональности и соответствия прав и ответственности.

Доведение задач к исполнителю включает проверку возможности выполнения задач, проверку условий работы и обеспеченности ресурсами, постановку конкретных задач перед исполнителем.

Организационный инструктаж включает детальное разъяснение задачи исполнителям, которым поручено её выполнение.

Под организационной распорядительностью понимают своевременное издание распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям; постановку конкретных задач перед исполнителями всех уровней управления, которое, собственно, является текущей административной распорядительностью.

Организационная распорядительность может проявляться с использованием разных форм. Из них наиболее категоричной является приказ. Он вменяет в обязанность объектам, которыми управляют, точно и в установленные сроки выполнять принятое решение, а также предусматривает возможное наказание в случае его невыполнения. Контроль выполнения включает проверку выполнения приказов и распоряжений управленческой системы; контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, правовых норм, технологических регламентов, плановых задач, государственной и трудовой дисциплины.

Основная задача организационного анализа состоит в определении состояния разных звеньев управленческой системы и выявлении резервов совершенствования аппарата управления.

Главная цель организационного проектирования — создание организационной модели системы управления конкретным предприятием, учреждением для разработки новых организационных форм или совершенствования существующих. Организационное проектирование осуществляется на основании системы нормативов и следствий организационного анализа.

 

Составляющими элементами организационного проектирования фармацевтических предприятий являются:

· проектирование структуры фармацевтического предприятия;

· проектирование производственных и других процессов, включая проектирование рациональной системы распределения и кооперирование усилий работников относительно выполнения отдельных операций и всей деятельности соответственно специализации учреждения, его размеров, материально-технической базы;

· проектирование процессов управления (разработка Положений об отделах и службах, схем документооборота, инструкций и др.);

· комплексное проектирование систем управления.

 

К социально-психологическим методам управления относятся: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик; установление и развитие социальных норм поведения; введение системы социального регулирования и стимулирования; удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей.

Создание благоприятных условий для человека является такой же важной задачей, как и производство собственно материальных благ. На предприятии, в коллективе человек находится значительную часть своей жизни, здесь обнаруживаются его лучшие способности и человеческая сущность.

Коллективная деятельность членов общества удовлетворяет не только материальные потребности, но и потребности их духовного развития, потребности относительно общественного признания результатов работы, таланта, способностей. В структуре духовных стимулов особое место принадлежит моральным. Решение задач морального стимулирования предусматривает поиск таких форм, которые оказывают содействие развитию и выявлению моральных мотивов, превращают их в фактор активизации и повышения качества управления.

Моральная заинтересованность работников в последствиях своей работы представляет собой основу социально-психологических методов управления. Методы экономического, организационного влияния и социально-психологические взаимно дополняют друг друга и используются комплексно. Так, высокая оплата качественной работы воспринимается и как моральное стимулирование, и как признание значимости трудового вклада человека, количества и качества работы.

Важное значение в управлении имеет правовое влияние на объект управления. При этом в управление вносится необходимая мера нормативного регулирования, формальной определенности и упорядочения, закрепляется объем полномочий и ответственность звена управления, а также четкий порядок их взаимоотношений. Успешность функционирования всех уровней и звеньев управления зависит от соблюдения законности и государственной дисциплины. Правовую основу деятельности организаций составляет трудовое, хозяйственное, криминальное, финансовое, гражданское законодательство.

 

Задача, функции и обязанности, которые возлагаются на фармацевтические и аптечные предприятия в сфере фармацевтической деятельности, регламентируются соответствующими законами Украины и Положениями, утвержденными Министерством здравоохранения Украины. Главным внутренним правовым документом фармацевтического и аптечного предприятия является Устав.

Косвенные методы управления обеспечивают эффективное использование в фармацевтической сфере методов прямого воздействия. Так, методы кибернетики используются для моделирования и создания информационных систем, автоматизированных рабочих мест, компьютерных сетей. Методы статистики необходимы для сбора и обработки информации о потреблении лекарственных препаратов, деятельности субъектов фармацевтического рынка и т.п. Оценка экономической эффективности деятельности фармацевтических предприятий основана на экономико-математических методах анализа. Социологические исследования широко используются при изучении спроса на фармацевтическую продукцию, потребительских предпочтений, конкурентоспособности фармацевтических организаций, при изучении управленческих процессов и социально-психологического климата в коллективах аптек или фармацевтических предприятиях и др.