Модели построения внешнеэкономических связей различных стран с учетом их внутреннего устройства.

Различные страны - различные модели внешнеэкономической деятельности.

Тенденция - либерализация МЭО осуществляется в процессе преобразования унитарного государства в федеральное (РФ). При этом необходимо найти оптимальное разграничение полномочий субъектов и центра.

Существующие модели.

3.1. США.

Штаты должны:

создавать дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот и упрощения процедуры регистрации;

разрабатывать проекты развития экспорта;

содействовать финансированию экспорта с их территории;

оказывать поддержку предприятиям, участвующим в совместных с иностранными предприятиями проектах;

создавать свои зарубежные представительства, оказывающие услуги (консалтинг, маркетинг);

участвовать в формировании режима зон внешней торговли на их территории;

быть непосредственными участниками внешнеторговых отношений;

регулировать свои связи с зарубежными партнерами.

Однако, в американском законодательстве существует пассивная торговая оговорка, согласно которой:

бездействие Конгресса США по какой либо позиции МЭО не означает, что соответствующие полномочия по регулированию переходят к штатам.

3.2. Швейцария.

Кантоны:

имеют право заключать с иностранными государствами соглашения в сфере экономики и политики (которые не противоречат интересам конфедерации);

должны согласовывать позиции с федеральными властями (но согласовывать необходимо только принципиальные вопросы).

3.3. Индия:

жестко централизованная (унитарная) система регулирования МЭО;

штаты осуществляют контроль за соблюдением установленных на федеральном уровне норм и правил ВЭД.

 

 

3.4. Германия.

В Германии действует остаточный принцип:

все законодательные права, которые конституцией не закреплены за федерацией, принадлежат землям.

При заключении международных договоров, касающихся какой-либо земли, ее мнение немедленно учитывается.

Федерация обладает исключительными правами в:

создании таможенного, валютного и торгового единства территории;

обеспечении свободы товарного обращения;

подписании договоров о торговле и судоходстве;

осуществлении платежных расчетов с зарубежными странами.

Правительства земель имеют право:

непосредственно заключать соглашения с субъектами иностранных федераций;

оказывать содействие фирмам в развитии ВЭС.

Преимущества модели:

учитывается экономико-политическая разнотипность земель;

достигается гибкость во взаимоотношениях центра и регионов, оптимальный уровень децентрализации.

*Для сравнения - РТ (на 2000 г.) имеет право:

самостоятельно заключать торгово-экономические соглашения с иностранными государствами и субъектами иностранных федераций;

участвовать в работе международных экономических и финансовых организаций;

привлекать государственные, банковские. Коммерческие кредиты, ссуды под гарантии своего правительства;

образовывать на своей территории свободные экономические зоны.

Примеры принятых законодательных документов по развитию МЭО: Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; Законы РТ «Об иностранных инвестициях», «Об основах внешнеторговой деятельности в РТ», « О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора»; Указ Президента РТ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в РТ» (полностью соответствуют законодательству РФ) и др.

В соответствии с последним предусматривается:

освобождение от уплаты всех основных налогов предприятий с иностранными инвестициями, у которых оплаченная доля иностранных инвесторов в уставном фонде не менее 30 % и эквивалентна не менее 1 млн. USD;

предоставление иностранным инвесторам в собственность или долгосрочную аренду на льготных условиях земельных участков (в т.ч. занятых зданиями и сооружениями).