Модели построения внешнеэкономических связей различных стран с учетом их внутреннего устройства.
Различные страны - различные модели внешнеэкономической деятельности.
Тенденция - либерализация МЭО осуществляется в процессе преобразования унитарного государства в федеральное (РФ). При этом необходимо найти оптимальное разграничение полномочий субъектов и центра.
Существующие модели.
3.1. США.
Штаты должны:
создавать дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот и упрощения процедуры регистрации;
разрабатывать проекты развития экспорта;
содействовать финансированию экспорта с их территории;
оказывать поддержку предприятиям, участвующим в совместных с иностранными предприятиями проектах;
создавать свои зарубежные представительства, оказывающие услуги (консалтинг, маркетинг);
участвовать в формировании режима зон внешней торговли на их территории;
быть непосредственными участниками внешнеторговых отношений;
регулировать свои связи с зарубежными партнерами.
Однако, в американском законодательстве существует пассивная торговая оговорка, согласно которой:
бездействие Конгресса США по какой либо позиции МЭО не означает, что соответствующие полномочия по регулированию переходят к штатам.
3.2. Швейцария.
Кантоны:
имеют право заключать с иностранными государствами соглашения в сфере экономики и политики (которые не противоречат интересам конфедерации);
должны согласовывать позиции с федеральными властями (но согласовывать необходимо только принципиальные вопросы).
3.3. Индия:
жестко централизованная (унитарная) система регулирования МЭО;
штаты осуществляют контроль за соблюдением установленных на федеральном уровне норм и правил ВЭД.
3.4. Германия.
В Германии действует остаточный принцип:
все законодательные права, которые конституцией не закреплены за федерацией, принадлежат землям.
При заключении международных договоров, касающихся какой-либо земли, ее мнение немедленно учитывается.
Федерация обладает исключительными правами в:
создании таможенного, валютного и торгового единства территории;
обеспечении свободы товарного обращения;
подписании договоров о торговле и судоходстве;
осуществлении платежных расчетов с зарубежными странами.
Правительства земель имеют право:
непосредственно заключать соглашения с субъектами иностранных федераций;
оказывать содействие фирмам в развитии ВЭС.
Преимущества модели:
учитывается экономико-политическая разнотипность земель;
достигается гибкость во взаимоотношениях центра и регионов, оптимальный уровень децентрализации.
*Для сравнения - РТ (на 2000 г.) имеет право:
самостоятельно заключать торгово-экономические соглашения с иностранными государствами и субъектами иностранных федераций;
участвовать в работе международных экономических и финансовых организаций;
привлекать государственные, банковские. Коммерческие кредиты, ссуды под гарантии своего правительства;
образовывать на своей территории свободные экономические зоны.
Примеры принятых законодательных документов по развитию МЭО: Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; Законы РТ «Об иностранных инвестициях», «Об основах внешнеторговой деятельности в РТ», « О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора»; Указ Президента РТ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в РТ» (полностью соответствуют законодательству РФ) и др.
В соответствии с последним предусматривается:
освобождение от уплаты всех основных налогов предприятий с иностранными инвестициями, у которых оплаченная доля иностранных инвесторов в уставном фонде не менее 30 % и эквивалентна не менее 1 млн. USD;
предоставление иностранным инвесторам в собственность или долгосрочную аренду на льготных условиях земельных участков (в т.ч. занятых зданиями и сооружениями).