Система образования: система непрерывного образования (уровни образования).

Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Это социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая работа.

Необходимо, особенно в связи с переходом на 12-летнее обучение, учитывать появление разных типов образовательных учреждений, для которых система педагогического образования готовит кадры (учреждения дошкольного образования, включая профильные; учреждения системы общего среднего образования, включая лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; учреждения системы переподготовки и повышения квалификации; помимо образовательных учреждений, сферой деятельности педагогических вузов являются: социальная (образование взрослых, службы занятости, пенсионные фонды, службы социальной и психологической реабилитации детей-беженцев, работа с детьми с отклонениями в поведении, беспризорными, наркоманами, работа с несовершеннолетними правонарушителями); управления образованием; семейное воспитание и обучение).

Таким образом, система педагогического образования выполняет не только обслуживающую, но и опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования. Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая:

• обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

• способствует социальной стабильности и развитию общества;

• определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Первый уровень — общее высшее образование — достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя). Когнитивный блок, формируемый в педколледжах, включает знания о современной естественнонаучной картине мира и её генезисе, знание современных гуманитарных представлений об обществе и человеке, об искусстве, а также знание философских и психологических оснований выдающихся педагогических достижений мировой и отечественной практики педагогической деятельности (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Монтесорри, Д. Дьюи, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Деятельностные характеристики включают способности к анализу, проектированию и планированию деятельности в рамках определенного педагогического подхода.

Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.

По отдельным направлениям в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения три года), Следует отметить, что для выпускников педучилищ, желающих получить высшее образование (первый уровень), целесообразно создавать особые образовательные программы, ориентированные прежде всего на расширение педагогического сознания — на рефлексию педагогического опыта и получение гуманитарного образования.

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счёт углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалиста преимущественно «по заказу». Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на ступени полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдаётся диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах). Образовательные программы на этом уровне в основном индивидуальны и в значительной степени ориентированы на проведение педагогических исследований с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска Эта ступень реализуется в учебных заведениях университетского типа.

Вершиной системы педагогического образования Российской Федерации является повышение научной квалификации, аспирантура. Схематически вся структура системы представлена на схеме