КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

В возрасте трех-четырех лет умственно отсталые малыши еще совершенно беспомощны. Они не умеют себя обслуживать, само­стоятельно есть, у многих еще не сложились самые необходимые гигиенические навыки. Дети почти не общаются со взрослыми и тем более со своими сверстниками, что объясняется не только недоразвитием или отсутствием речи у многих из них, но и тем, что формы общения, которые складываются в довербальный период, например ситуативно-деловые контакты, возникающие в процессе совместных предметных и предметно-игровых действий взрослого и ребенка, у довольно большого числа детей-олигофренов этого возраста оказываются нарушенными, так же как и ситуативно-личностное, эмоциональное общение. Это особенно выражено у тех детей, которые поступают из Домов ребенка и специализированных яслей, где основное внимание уделяют физическому уходу за ними, где много игрушек и разговаривающих взрослых, но ребенок испы­тывает известный дефицит личностных, близких контактов, мате­ринской ласки.

Несложившиеся механизмы доречевого и речевого общения у детей тесно связаны с недостаточным овладением ими практической. деятельностью. Так, различные формы общения сменяются исключительно под влиянием изменения характера ведущей деятельности. А у умственно отсталых малышей имеется грубое недоразвитие всех видов деятельности, начиная с предметной. Если у их нормально развивающихся сверстников к этому возрасту имеется большой игровой опыт и развитая речь, то дети с нарушением интеллекта в это время только начинают знакомиться с игрушками и овладевать элементарной фразой.

Нельзя говорить и о продуктивной деятельности у детей-олигофренов этого возраста. Вместо осознанных, направленных на полу­чение продуктивного результата (рисунка, постройки) действий у них наблюдаются лишь манипулятивно-процессуальное, а часто и неадекватное использование карандашей, строительных деталей и прочего. Характерно, что эти дети в ходе различных манипуляций с кубиками или карандашами не испытывают потребности в общении со взрослыми, в то время как нормально развивающиеся малыши обращены ко взрослому с момента возникновения понимания ре­зультативности их действий. Они ждут момента узнавания и все

время стараются вовлечь в свою деятельность близкого взрослого. Примитивный уровень продуктов деятельности умственно отста­лых малышей, а также их поведение в процессе действий с материа­лами дают основание говорить о серьезном нарушении не только интеллектуальных, но и эмоционально-аффективных компонентов деятельности, что должно быть учтено при организации обучения, отборе программных материалов и определении методов и приемов коррекционно-воспитательной работы средствами конструирования.