Виды товаров.

Все товары можно классифицировать по различным признакам:

I. По степени присущей им долговечности.

1. Товары длительного пользования – материальные изделия, выдерживающие многократное использование.

2. Товары кратковременного пользования – материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов пользования.

3. Услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.

II. По функциональному назначению.

1. Товары широкого потребления.

2. Товары промышленного назначения.

Среди товаров широкого потребления выделяют:

а) товары повседневного спроса – товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой (табак, мыло, газеты);

б) товары предварительного спроса – это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, электробытовые приборы);

в) товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (модные товары, автомобили, телеаппаратура, фотооборудование);

г) товары пассивного спроса – товары, которые потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (новинки типа кухонных машин для переработки пищевых продуктов, индикаторы дыма, страхование жизни, надгробия, энциклопедический словарь и т.д.).

Среди товаров промышленного назначения выделяют:

а) материалы и детали – товары, полностью используемые в изделии производителя (сырье и полуфабрикаты, детали);

б) капитальное имущество – товары, частично присутствующие в готовом изделии (здания, оборудование, инструменты и т.д.);

в) вспомогательные материалы и услуги – объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии (щетки, смазочные масла, услуги по ремонту и консультационного характера: правовые, экономические).

Классификация товарных рынков - в экономической теории - совокупность критериев, определяющих типы строения товарных рынков. Различают классификации товарных рынков по Штакельбергу и Чемберлену-Блэейну.

Типы строения товарных рынков по Чемберлину-Блейну - классификация товарных рынков, критериями которой являются:

- (по Э.Чемберлину) взаимозаменяемость товаров, представленная коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса;

- (по Э.Чемберлину) взаимозависимость предприятий, предлагающих товары, представленная коэффициентом объемной перекрестной эластичности;

+ (по Дж.Блейну) условие выхода на рынок. Условие входа - элемент структуры рынка, определяющий степень трудности проникновения новых производителей на рынок.

Согласно этой классификации основными типами строения рынков являются:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- однородная олигополия;

- неоднородная олигополия;

- монополия.

Типы строения товарных рынков по Штакельбергу - классификация товарных рынков по числу участников:

- двустронняя полиполия: много покупателей и много продавцов;

- олигопсония: несколько покупателей и много продавцов;

- монопсония: один покупатель и много продавцов;

- олигополия: много покупателей и несколько продавцов;

- двухстороння олигополия: несколько покупателей и несколько продавцов;

- монопсония, ограниченная олигополией: одни покупатель и несколько продавцов;

- монополия: много покупателей и один продавец;

- монополия, ограниченная олигопсонией: несколько покупателей и один продавец;

- двухстороння монополия: один покупатель и один продавец.

 

Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.

Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.

Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.

 

  1. Комплексная маркетинговая программа.