Расчет кинематической погрешности и погрешности мертвого хода
1) Передаточный коэффициент погрешности передач
(1.42)
где zi—число зубьев ведущих зубчатых колес или число заходов червяка; Zj — число зубьев ведомых зубчатых (червячных) колес.
для цилиндрической зубчатой передачи;
для зубчатой реечной передачи.
2) Минимальное значение кинематической погрешности передач, мкм.
Передачи зубчатые цилиндрические по ГОСТ 1643—81 и ГОСТ 9178—81
(1.43)
где ks =0,74—коэффициент фазовой компенсации
F´I 1 и F´I 2 - допуски на кинематическую погрешность колес 3 и 4, где F´I 1=16мкм,
F´I 2 =14мкм.
F ´iomin =0,62·0,74·(16+14)=13,764 мкм.
Передачи зубчатые реечные по ГОСТ 10242—81 и ГОСТ 13506—81
(1.44)
где ks =0,98—коэффициент фазовой компенсации.
F´I 1 и F´I 2 - допуски на кинематическую погрешность рейки и колеса 2, где F´I 1=25мкм,
F´I 2 =14мкм.
F ´iomin =0,62·0,98·(25+14)=23,696 мкм.
Максимальное значение кинематической погрешности передач, мкм.
Передачи зубчатые цилиндрические по ГОСТ 1643—81 и ГОСТ 9178—81
(1.45)
где К=0,98—коэффициент фазовой компенсации ,
E∑Mi – суммарная приведенная погрешность монтажа.
E∑M1= E∑M2=20мкм.
F ´iomax мкм.
Передачи зубчатые реечные по ГОСТ 10242-81 и ГОСТ 13506-81
(1.46)
где K=0,80.
F ´iomax= мкм.
3) Минимальное значение мертвого хода передач, мкм.
(1.47)
Jnmin - норма бокового зазора,
α=20°- угол профиля,
β=0°- угол наклона зубьев.
Для зубчатой цилиндрической передачи:
Jnmin =30мкм (вид сопряжения H)—норма бокового зазора,
α=20°- угол профиля,
β=0°- угол наклона зубьев.
Jtmin = мкм.
Для зубчатой реечной передачи:
Jnmin =30мкм (вид сопряжения H)—норма бокового зазора,
α=20°- угол профиля,
β=0°- угол наклона зубьев.
Jtmin = мкм.
5) Максимальное значение мертвого хода передач, мкм.
Передачи зубчатые цилиндрические по ГОСТ 1643—81 и ГОСТ 9178—81
(1.48)
EHsi—наименьшее смещение исходного контура,
THi—допуск на смещение исходного контура,
fa—наименьшее отклонение межосевого расстояния.
EHs4=12 мкм, EHs3=12 мкм, TH4=45 мкм, TH3=45 мкм, fa=15 мкм.
мкм.
Передачи зубчатые реечные по ГОСТ 10242—81 и ГОСТ 13506—81
(1.49)
EHsр=14 мкм, EHs2=12 мкм, THр=45 мкм, TH4=45 мкм, fa=10 мкм.
Gr радиальный зазор в опорах вращения; принимается равными радиальным биениям, рассчитываемым по рекомендуемому приложению 2 ГОСТ 21098-82 , т.е.
(1.50)
Где er – радиальное биение, ei – допуски на погрешности, создающие первичные радиальные биения колеса, они определяются на основании рабочих чертежей или другой технической документации, примем er=0.
мкм.
5) Значение кинематической погрешности и мертвого хода передач в угловых единицах, ( ' ).
Для зубчатых и червячных передач
(1.51)
где d — диаметр делительной окружности ведомого колеса, мм
(1.52)
Для зубчатой цилиндрической передачи:
Для зубчатой реечной передачи:
6) Координата середины поля рассеяния кинематической погрешности и мертвого хода передач, (..').
(1.53-1.54)
Для зубчатой цилиндрической передачи:
Для зубчатой реечной передачи:
Поле рассеяния кинематической погрешности и мертвого хода передач (..').
(1.55-1.56)
Для зубчатой цилиндрической передачи:
Для зубчатой реечной передачи:
7) Координата середины поля рассеяния кинематической погрешности и мертвого хода кинематической цепи, (..').
(1.57)
8) Значение кинематической погрешности и мертвого хода кинематической цепи, (..').
При расчете по методу максимума — минимума
(1.58-1.59)
При расчете по вероятностному методу
(1.60)
Значение коэффициента t1в зависимости от принимаемого процента риска р =10%
мкм
мкм
Судя по полученным результатам, значения кинематической погрешности и погрешности мёртвого хода цепи представляют собой незначительные величины по сравнению с суммарной допустимой погрешностью прибора (4,16мм). Также необходимо учесть, что эти величины являются лишь некоторой частью от общей погрешности всей цепи механизма. В связи с этим очевидна необходимость введения в исходную конструкцию дополнительного элемента, имеющего функцию компенсатора кинематической погрешности и погрешности мертвого хода зубчатых пар в приборе. Для выборки зазора, образующегося в результате действия вышеупомянутых погрешностей, вводим в конструкцию дополнительно зубчатые колеса и пружину кручения, по точности на 1..2 квалитета грубее изначально присутствующих в конструкции колёс, так как точность его для конструкции не является определяющей. Вводим новые зубчатые колеса в зацепление с зубчатой рейкой 1 и зубчатым колесом 4, что позволяет выбрать боковые зазоры в зубчатых зацеплениях. Данное конструктивное решение не является единственным, но наиболее удачным. Так же в конструкцию введены пружины сжатия, которые необходимы для выборки зазора между зубчатой рейкой 1 и зубчатым колесом 2. Расчет производится на основании [4,5].