ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В АНТИЧНОСТИ.

Натурфилософия- первая историческая форма науки (философия природы).

Умозрительное использование природы, согласно которой все явления объясняются как часть природы, космоса.

Основной идеей натурфилософии- все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, у всего сущего есть.

2 школы:

1 Милетская школа- представитель Фалес(вода), Анаксимандр(опейрон), Анаксимен(воздух).

Фалес(7-6в до н э), говорил, что первооснова всего вода, душа есть особая составляющая воды. Психическое состояние зависит от физического здоровья тела. Человек должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости.

2 Эфесская школа .Представитель Гераклит(огонь). Гераклит брал за основу всего огонь. Логос- закон, по Гераклиту все в мире подчиняется этому закону. Он утверждает, что все в мире происходит и развивается через борьбу противоположностей, соответственно борьба происходит и в душе. Для души есть верх- путь прогресса, и путь вниз. У современный человек имеет огненную природу(она есть только мужская).

Гераклит ввел первым психологическое понятие- психея. Важнейшее качество души то, что она активна. Некоторые неживые эл-ты имеют душу. Его интересовали ощущнения, чувства человека, разум. Ощущения первичны, разум опирается на чувства и ощущения и они могут открывать познание. Человек должен следовать закону логоса, развиваться, если не развивается- диградирует.

Основные идеи гераклита:

1 материальность души

2 развитие души(генетическая)

3 внешняя/внутренняя детерминация психики

4 дифференциация уровней жизнедеятельности: бодрствование, сон, смерть

5 появление термина психея.

Аристотель (384—322 до н.э.) внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». При этом Аристотель изучил и обобщил все предыдущие взгляды на понятие души. Главная идея, выдви­нутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому пред­ставляется, что душа не может существовать без тела и не явля­ется телом»,- говорил Аристотель своим ученикам в Ликее .

В учении Аристотеля также отражены следующие вопро­сы:

– введено понятие о способностях и их иерархия как функ­ция души;

– установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия)

-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;

– поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;

– определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;

– выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.

Таким образом, Аристотель обобщил все предыдущие взгляды на душу. Несмотря на ограниченность взглядов (с точки зрения современной науки) проблемология психологии как будущей науки обозначилась. Это такие проблемы, как природа души; ее функции; ее отношение к организму и макрокосму. Но главное — по взглядам Аристотеля — телесное и духовное он разуют целостность, следовательно, душа не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.