ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В АНТИЧНОСТИ.
Натурфилософия- первая историческая форма науки (философия природы).
Умозрительное использование природы, согласно которой все явления объясняются как часть природы, космоса.
Основной идеей натурфилософии- все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, у всего сущего есть.
2 школы:
1 Милетская школа- представитель Фалес(вода), Анаксимандр(опейрон), Анаксимен(воздух).
Фалес(7-6в до н э), говорил, что первооснова всего вода, душа есть особая составляющая воды. Психическое состояние зависит от физического здоровья тела. Человек должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости.
2 Эфесская школа .Представитель Гераклит(огонь). Гераклит брал за основу всего огонь. Логос- закон, по Гераклиту все в мире подчиняется этому закону. Он утверждает, что все в мире происходит и развивается через борьбу противоположностей, соответственно борьба происходит и в душе. Для души есть верх- путь прогресса, и путь вниз. У современный человек имеет огненную природу(она есть только мужская).
Гераклит ввел первым психологическое понятие- психея. Важнейшее качество души то, что она активна. Некоторые неживые эл-ты имеют душу. Его интересовали ощущнения, чувства человека, разум. Ощущения первичны, разум опирается на чувства и ощущения и они могут открывать познание. Человек должен следовать закону логоса, развиваться, если не развивается- диградирует.
Основные идеи гераклита:
1 материальность души
2 развитие души(генетическая)
3 внешняя/внутренняя детерминация психики
4 дифференциация уровней жизнедеятельности: бодрствование, сон, смерть
5 появление термина психея.
Аристотель (384—322 до н.э.) внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». При этом Аристотель изучил и обобщил все предыдущие взгляды на понятие души. Главная идея, выдвинутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом»,- говорил Аристотель своим ученикам в Ликее .
В учении Аристотеля также отражены следующие вопросы:
– введено понятие о способностях и их иерархия как функция души;
– установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия)
-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;
– поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;
– определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;
– выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.
Таким образом, Аристотель обобщил все предыдущие взгляды на душу. Несмотря на ограниченность взглядов (с точки зрения современной науки) проблемология психологии как будущей науки обозначилась. Это такие проблемы, как природа души; ее функции; ее отношение к организму и макрокосму. Но главное — по взглядам Аристотеля — телесное и духовное он разуют целостность, следовательно, душа не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.