Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонениями в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии).

На примере слепых и слабовидящих. Потеря зрения или глубокое нарушение его значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания окружающего мира. Однако утрата или расстройство зрения не нарушает структуру деятельности самого механизма речи. При нарушении зрения речь внешне не страдает, Развитие речи слабовидящих детей определяется общими закономерностями их возрастного развития, содержанием обучения, культурным уровнем окружающей среды. Вместе с тем развитие речи слабовидящих детей имеет свои особенности, связанные со структурой зрительного дефекта, временем наступления слабовидения, степенью сформированности у ребенка умения видеть и наблюдать окружающий мир. В связи с этим в речи слабовидящих может наблюдаться несоответствие между словом и образом, возникающее вследствие ограниченности восприятия и приводящее к формальному усвоению знаний - вербализму.

Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения (радуга, облака, высокие здания, звёзды и т.д.), а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи.

Итак, своеобразие речи слабовидящих заключается в ее содержании. Поэтому именносодержание и главный её носитель словарный запас должен привлекать особое внимание учителя.

Словарная работа в школах слабовидящих, как и в массовой, осуществляется по нескольким направлениям. Обогащение словаря идёт через усвоение новых слов и выражений. Уточнение словаря путём углубления понимания ужеизвестных слов, выявление оттенков значения, различение синонимов, подбора антонимов, анализа многозначных слов, разъяснение фразеологизмов.

В старших классах идёт работа с толковым словарём.

Неполнота зрительного восприятия затрудняет обогащение зрительной, памяти, что в свою очередь, создаёт сложности при формировании конкретного значения слов в речи некоторых детей с недостатками зрения.

Приемы словарной работы, используемые в школе для слабовидящих.

• Показ предмета, действия.

• Показ рисунка или иллюстрации. Подстановка синонимов.

• Обращениексоставу слова.

• Раскрытие переносного значения.

• Введение новых слов в предложение или связный рассказ.