Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.
Эволюционная эпистемология --- изучение биологических предпосылок человеческого познания как следствия эволюции живой природы. Базируется на современной синтетической теории эволюции.
Гносеологические вопросы решаются естественнонаучными теориями, акцент на вопросах об эволюции органов познания, когнитивных структур и познавательных способностей. Нервная система и органы восприятия живых организмов изменялись с целью обеспечить функционально адекватное представление о реальности (Лоренц, Фоллмер).
Лоренц-Фоллмер: Познание возможно только благодаря тому, что человек обладает формами созерцания и мышления, данными ему до всякого опыта, априорно; любые живые организмы имеют систему априорных когнитивных структур. Априорные формы человеческого разума подлежат становлению и изменению и не противостоят реальности.
Формирование когнитивных структур происходит в процессе эволюции; закрепляются такие когнитивные структуры, которые в наибольшей степени соответствуют условиям жизни живых существ и способствуют их выживанию. Приспособление трактуется как наследственный способ получения информации определенным видом и своего рода "встроенное знание" об окружающем мире. Разум сформирован реальностью, и поэтому в рамках определенных границ может достаточно адекватно постигать ее.
Жизнь — процесс получения информации. В структурных признаках, характеризующих живые организмы, закодирована природа мира, в котором эти организмы обитают. Центральный вопрос биоэпистемологии состоит в том, как объяснить превращение систем, которые по сути просто хранилища информации, в субъекты познания. Когнитивные структуры возникли в результате естественного отбора функций, обеспечивающих выживание, они не являются произвольными и определяются экологической нишей.
Когнитивные структуры возникли в результате опыта всего вида и являются априорными для индивида, но апостериорными для вида. Биоэпистемология не оставляет надежды на безошибочное знание: наш повседневный опыт бесполезен в другой окружающей среде.
Фоллмер гипотетический реализм. К основным постулатам гипотетического реализма, на которых основывается эволюционная эпистемология, относятся 1-7 постулаты из 10 постулатов научного познания:
1. Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания.
2. Постулат структурности: реальный мир структурирован. Успех упорядоченных теорий предполагает высокий уровень порядка объективного мира (симметрии, инвариантности...; сами данные структуры являются реальными и объективными)
3. Постулат непрерывности: между всеми областями действительности существует непрерывная связь.
4. Постулат о чужом сознании: также как и я, другие индивиды имеют чувственные впечатления и сознание..
5. Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. (аффицировать означает вличть affect)
6. Постулат функции мозга: мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа.
7. Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными (отнесенными к гипотетически постулируемой реальности)
8. Постулат эвристичности: рабочие гипотезы должны содействовать исследованию.
9. Постулат объяснимости: факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством "естественных законов".
10. Постулат экономии мышления: следует избегать ненужных гипотез.
Тезисы гипотетического реализма: гипотетический характер всего познания; наличие независимого от сознания, закономерно структурированного и взаимосвязанного мира; частичная познаваемость и понимаемость этого мира посредством восприятия, мышления и интерсубъективной науки. Т.Е. имеется реальный мир, который имеет определенные частично познаваемые структуры; все высказывания о мире имеют гипотетический характер.
Далее из теории эволюции: (A) Органы и поведение любого живого существа служат для его взаимодействия с реальным миром. (B) Наш познавательный аппарат является результатом эволюции и согласуется с реальным миром, поскольку это делает возможным выживание; мозг является органом обработки раздражений и регулирования физиологических и психических процессов. Приспособление совершенно не обязательно должно быть идеальным, чем объясняются достижения и ограниченность нашего познавательного аппарата.
Альтернатива из исходника:
- предметом является эволюция органов познания и познават. способ-тей (Лоренц, Фоллмер)
-эволюция как модель развития научного знания (Поппер) = эволюционная теория науки теория науки
Основные идеи:
1. Жизнь = процесс получения информации.
2. Живые существа обладают системой априорных (ВРОЖД) когнитивных структур.
3. Они формируются в процессе эволюции.
4. Адаптивность этих структур явл. свид-вом реалистичности получаемых с их помощью знаний.
Реальное использования идей эволюционизма Дарвина в науках связано с научной деятельностью Конрада Лоренца (1903-1989), австрийского зоолога, Жана Пиаже (1896-1980), швейцарского психолога,создателя генетической эпистемологии, Карла Поппера (1902-1994), а также Дональда Кэмпбелла и Стивена Тулмина.
Принципы эволюционной эпистемологии сформулированы Лоренцем. В его статье предпринята попытка прояснить фундаментальные эпистемологические вопросы на биологической основе.
Эволюционные эпистемологи исходят из того, что развитие знания представляет собой непосредственное продолжение эволюционного развития объектов живого мира, и динамики этих двух процессов идентичны. Сама жизнь есть познавательный процесс. Более того, в структурных признаках живых организмов, например в структуре
глаза, в форме крыльев птиц и т. д., закодирована природа мира, в котором обитают эти организмы. Базируясь на этом фунд утверждении, сторонники эволюционной эпистемологии пытаются объяснить, как происходит превращение неорганических систем, которые суть просто хранилища информации и ни в каком смысле не являются знанием, в субъектов познания, производящих знания. В результате была построена эволюционная шкала, на нижнем уровне которой находятся инстинктивные реакции, а на верхнем — человеческие существа, которые могут подавлять инстинктивные побуждения и регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами. Существование акой шкалы свидетельствует о наличии врожденных когнитивных структур, которые определяя направление
познания, сами остаются вне детерминации со стороны содержания познания и оказываются априорными в кантовском смысле.
Лоренц соглашается с Кантом в том, что опытное познание возможно только благодаря наличию у человека априорных форм чувственности и мышления. Только с помощью этих форм человек вообще может постигать
действит. Кроме того, человеческое познание не может постичь действит такой, какая она есть сама по себе. Кант не прав в двух пунктах:
1. Априорные данности человеческого разума не вечны, они могут изменяться.
2. Апр.дан. не противостоят действит как нечто ей чуждое, =>Кант не прав, когда утверждает, что разум предписывает законы природе. Апр.дан. человеческого разума основаны на сформировавшейся в ходе родовой истории наследственной дифференциат, что разум предписывает законы природе. Апр.дан. человеческого разума основаны на сформировавшейся в ходе родовой истории наследственной дифференциации ц.н.с. Познавательные способности сформировались в ходе эволюционной
истории живых существ при постоянном столкновении их с реальным миром, поэтому не разум предписывает природе свои законы.
Так как априорные особенности человека сформированы в ходе его родовой истории, они являются также в некотором смысле апостериорными, то есть они априорны для индивида, но апостериорны для вида.