АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ В СТАТЬЕ К.ЛОРЕНЦА «ЭВОЛЮЦИЯ И АПРИОРИ».

По Канту априорное знание – это знание, полученное до всякого опыта и не зависящее от него. Его выражают общие и необходимые суждения. Они должны существовать до всякого опыта и создаются только при участии разума, не являются частными и условными.

В XX веке принципы объяснения классической науки и культуры были отброшены; соответственно, для понимания сущности категорий и априорности понадобились новые теоретические разработки.

Конрад Лоренц (1903-1989), известный австрийский биолог и этолог, заложил основы, так называемой эволюционной эпистемологии. Отличительная особенность эволюционной эпистемологии как разновидности теории познания состоит в том, что принципы биологической эволюции признаются основой и для философского знания. Лоренц в свое понимание человека включает его физиологию, эволюционную историю, так сказать, сам «процесс завоевания» места среди других видов на Земле. Изучение психики животных позволило ученому сравнивать данный способ организации опыта с человеческим. Если Кант видел специфику человека в особой свободе познания, противопоставленной природе, то Лоренц утверждает, что эта свобода была следствием длительного развития homo sapiens. Априорные знания возникают в ходе эволюции как результат постоянных конфронтаций с реальностями внешнего мира, они становятся наследуемыми элементами мышления. Многовековая эволюция позволила человеку идеально приспособиться к окружающей среде. Более всего это выражается в необычайной гибкости мышления и способности воображения. То, что свобода имеет под собой природную, а не духовную основу, как считал Кант, не делает ее менее значимой.

Даже формы организации нашего опыта, включая категории, считает Лоренц, есть не что иное, как функции «органа» - сознания, приспосабливающегося к окружающей среде. Животное не имеет теоретического знания и не выражает его в понятиях, суждениях и умозаключениях. Этот существенный момент позволяет сказать, что сама категория «знание» расширяется.

Л. также допускал, что наши психические состояния, все, что получает свое отражение в нашем субъективном опыте, внутренне связано и даже идентично физиологическим процессам, доступным объективному анализу. Однако, по мнению Л., автономию личностного опыта и его законы в принципе нельзя объяснить на основе физических или химических законов, равно как и на языке сколько угодно сложных нейрофизиологических структур.

Согласно эпистемологическим взглядам Л., человек — это живое существо, которое обязано своими качествами и функциями (включая высокоразвитые познавательные способности) эволюции, которая, по сути дела, представляет собой процесс познания, т.к. любая адаптация предполагает усвоение некоторой меры информации о внешней реальности. Все, что мы знаем о материальном мире, в котором живем, производно от наших филогенетически эволюционирующих механизмов усвоения информации. Органы чувств и центральная нервная система позволяют живым организмам получать нужную информацию об окружающем мире и использовать ее для выживания. Поэтому поведение людей и животных, в той степени, в какой они адаптированы к своей среде, суть образ этой среды.