Виды страха. Причины возникновения подросткового страха

 

Можно различать несколько видов страха:

Риман Ф предположил, что существует три вида страха: [20,c.135]

1. Простой (еще можно встретить название специфическая) - Человек боится совершенно конкретных вещей

· Природной среды - боязнь молний, воды, шторма и т.д.

· Опасение животных – страх перед змеями, грызунами, пауками и т.д.

· Медицинское опасения - связанные с боязнью крови, получения инъекции, посещения врача и т.д.

· Ситуативно - боязнь мостов, оставления дома, вождения и т.д.

· Особенные (боязнь числа 13 – это тредекафобия.=)

2. Социальная фобия – это страх сделать что-нибудь публично. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, чтобы себя не скомпрометировать

3. Агорафобия. страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами. Некоторые ученые относят ее в ситуативные фобии, но многие выделяют ее как особый тип.

В контексте возрастной переодизации Д.Б Эльконина различают виды страха на разных отногенетических развитиях человека:

1. Детские страхи. Каждый ребенок испытывает страх к отрицательным персонажам сказки – Баба-яга, Кощей бессмертный, бармалей. У многих детей есть распространенный страх– боязнь темноты, Барабаше и тому подобное. Конечно же, все эти кошмары и страхи в большинстве случаев проходят.

2. Подростковые страхи. Как известно личность человека в период полового созревания только формируется. Практически у всех тинейджеров неустойчивая нервная система. Но это и неудивительно, ведь в этом возрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личная жизнь, гормоны. Все это превращает тинейджеров в рассадник страхов. Самая распространенная фобия в подростковый период – танафобия, страх смерти, и интимофобия, страх пред отношениями с противоположным полом. И эти все фобии тоже быстро проходят. Но, если какой-то страх так и остался с детского или подросткового периода, то кинему не надо относится, как к пожизненному диагнозу, очень важно его искоренить.

3. Родительские страхи. Практически все родители подвержены самым разнообразным страхам, связанные, так или иначе, с ребенком – это страх, что ребенок потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьях возникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничего удивительно, ведь вырастить и воспитать хорошего человека – это не простое дело.

Страх воздействует на психику человека по-разному.Что касается функций страха, то они ,как правило совпадают с эмоциональным состоянием человека. Андрусенко, ориентируясь на анализ функций эмоций, осуществленный В.К. Вилюнасом, попытался определить основные функции страха.

1. Оценочная функция страха. Ее можно рассмотреть в трех аспектах: а) определение самодостаточности качества человека для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум; б) образное представление силы иного позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного; в) страх выступает – будь то неосознанная или осознанная его форма – предварительной оценкой иррациональных модусов внутренней или внешней рефлексии.

2. Синтезирующая функция – особенность страха выступать синтезирующей основой для целостного и структурированного отражения всего комплекса ситуации страха.

3. Сигнализирующая функция – определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека.

4. Суть регулирующей функции заключается в мобилизации отражательных ресурсов на наиболее угрожающих участках, в обеспечении оптимального состояния психофизиологического комплекса человека в целом и его подструктур в частности, в выборе соответствующих форм реагирования, предполагающих в случае недостатка собственных ресурсов для преодоления ситуации страха сообщить об этом окружающему сообществу.

5. Поскольку страх органически «вписан» в духовную жизнь человека, пронизывая ее бессознательный, подсознательный и сознательный уровни, возникновение реакции страха не может не сказаться на состоянии других форм духовности. В этом видится необходимость выделения организующе-дезорганизующей функции страха. В предельном случае страх даже может стать причиной смены жизненного ориентира человека или его смерти. С другой стороны, страх потери определенных форм духовности (надежды, любви, свободы) может способствовать духовному росту человека.

6. Эвристическая функция, значение которой – выработка универсальных, инвариантных способов предвосхищения, преодоления, и, по возможности, недопущения деструктивных ситуаций и состояний.

7. Фобия (от др.-греч. φόβος, fobos — «страх») — иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалировано.

Проанализировав функции и классификацию страха можно сказать, что в основном страх есть трех типов : детский, подростковый и взрослый, все эти страхи берет свое начало в младенческом возрасте это может быть(посттравматический шок, после беременные осложнения, халатность родителей ) и впоследствии все это перерастает в фобии. Подростковый страх считается самым сложным, так как кризисный период (переходной) в этом возрасте происходит не только физическое формирование но личностное, правильное диагностика и коррекция в дальнейшем сможет облегчить жизнь подростку.