A).Преимущество Аrатсо
В период с 1979 по 1981 г. власти Саудовской Аравии серьезно разошлись с другими членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) во мнении о том, сколько должен стоить баррель сырой нефти. Так называемые «ястребы» хотели, чтобы цена на нефть была высокой. Саудовская Аравия, опасаясь того, что высокие цены подстегнут другие страны к поиску новых, более дешевых месторождений и стимулируют потребителей к экономии энергии, считала наиболее выгодной долгосрочной стратегией сохранение цены на нефть на низком уровне. Действия правительства Саудовской Аравии привели к возникновению так называемого «преимущества Аrатсо», а также к самому большому за всю историю возврату налогов, связанному с трансфертным ценообразованием.
Аrатсо начинала свою деятельность как консорциум четырех американских нефтяных компаний — Chevron, Exxon, Mobil и Texaco, — первоначально контролировавших саудовские месторождения. (Впоследствии Exxon объединилась с Mobil, a Chevron слилась с Texaco.) В 1970-е гг. нефтяные резервы Аrатсо были экспроприированы властями Саудовской Аравии, но и после этого консорциум продолжал играть ведущую роль в маркетинге саудовской нефти. Преимущество Аrатсо возникло в январе 1979 г., когда Ахмед Заки Ямани, саудовский нефтяной министр, направил в консорциум письмо, запрещающее продавать нефть по ценам, превышающим расценки его министерства. Эта цена была намного ниже той, что предлагалась на мировом рынке сырой нефти. Партнеры Аrатсо, не желая портить отношения с властями, покорно выполнили требование Ямани. Они продавали сырую нефть своим зарубежным нефтеперегонным заводам, а те изготовляли из нее бензин, дизельное топливо и прочие нефтепродукты. Надо сказать, что в директиве Ямани говорилось только о цене на сырую нефть. Продукты ее перегонки каждая из четырех компаний могла реализовывать по рыночным ценам, что они и сделали. Поскольку закупку сырой нефти они осуществляли по цене ниже рыночной, нефтеперегонные заводы извлекли огромную прибыль. (Для интересующихся скажем, что для Ямани последствия того письма были отнюдь не безразличны. Его действия были продиктованы многочисленными политическими причинами.)
В денежном выражении преимущество Аrатсо было огромным. В 1979-1981 гг. нефтеперегонные заводы Exxon заработали дополнительные $4,5 млрд, а чистая прибыль нефтеперегонных заводов Texaco, по некоторым оценкам, составила $1,8 млрд. Так как эти прибыли были получены зарубежными дочерними компаниями нефтяных корпораций, они по правилу отсрочки не подпадали под американское налогообложение — во всяком случае, так думали нефтяные компании. Налоговое управление США думало иначе, утверждая, что прибыль получена не за счет перегонки нефти, а за счет маркетинговой деятельности двух компаний. В связи с этим управление потребовало перевести $4,5 млрд и $1,8 млрд прибыли из нефтеперегонных дочерних компаний соответственно в Exxon и Texaco (родительские корпорации). Подчинись нефтяные компании этому требованию, им пришлось бы платить американские налоги на прибыль по полной программе.Неудивительно, что обе заявили протест. Exxon и Texaco сослались на четкие инструкции министерства суверенной, дружественной страны. Согласно письму Ямани, утверждали они, родительские компании не могли извлечь прямую выгоду из низких цен на сырую нефть, потому что им было запрещено перепродавать ее по рыночной стоимости. Преимуществом Аrатсо могли воспользоваться только организации, стоящие на следующих звеньях цепочки производства-дистрибуции. А этим следующим звеном оказались иностранные нефтеперегонные заводы, принадлежащие индивидуальным партнерам Аrатсо, — они-то и воспользовались возникшим преимущестом. Exxon и Texaco также отметили, что Соединенные Штаты оказывают большое дипломатическое давление на власти Саудовской Аравии с тем, чтобы те снизили цену сырой нефти, и что официальные лица США прекрасно понимали, что результатом такой политики будет увеличение прибыли от производства нефтепродуктов.
Первым итогом долгого судебного разбирательство стало решение по делу Texaco. Налоговый суд США согласился с доводами компании. Суд счел, что $1,8 млрд дополнительной прибыли, полученной в результате преимущества Аrатсо, заработаны дочерними компаниями и не подлежат обложению американским налогом на прибыль до тех пор, пока эта прибыль не будет репатриирована в родительскую корпорацию в форме дивидендов. Федеральный апелляционный суд поддержал вердикт Налогового суда, а в апреле 1997 г. Верховный суд США отказал Налоговому управлению в рассмотрении апелляции на решение апелляционного суда. По оценкам, Texaco было возвращено налогов на сумму $700 млн.
Вопросы к кейсу
1. Какое подразделение Texaco в действительности «заработало» преимущество Аrатсо? Сама Аrатсо? Зарубежные нефтеперегонные заводы Texaco? Маркетинговая деятельность Texaco? Или материнская компания?
2. Если бы Аrатсо продала сырую нефть американским нефтеперегонным заводам Texaco, смогла бы та избежать уплаты американских налогов с дополнительной прибыли?
3. Ямани создал преимущество Аrатсо отчасти потому, что со стороны США на него оказывалось сильное дипломатическое давление. Следовало ли в этой связи потребовать от Exxon и Texaco продажи их доли сырой нефти не иностранным, а американским дочерним нефтеперегонным заводам?
4. Юристы Налогового управления США утверждали, что постановление апелляционного суда открывает «схему уклонения от американских налогов. (Оно)... дает американским корпорациям значительные налоговые стимулы для содействия введению или подпаданию под выгодные иностранные "правовые ограничения", "требующие" от таких корпораций уклонения от американского налогообложения». Согласны ли вы с этой позицией Налогового управления? Или это всего лишь реакция «обиженного»?
Источники: «Courts Block Challenge of Big Tax refund for Texaco», The New York Times, April 22, 1997, p. Cl; «Texaco Wins Billion-Dollar Tax Battle», Houston Chronicle, April 22, 1997, p. 1С.