В). Влияние японской культуры на ведение бизнеса в стране
В данном разделе представлен краткий анализ некоторых ключевых элементов японской культуры, а также их влияние на методы ведения бизнеса в Японии.
Первый элемент культуры, играющий основную роль в практике ведения бизнеса в Японии, — это иерархическая структура японского общества. Система социальной иерархии задает точную модель взаимодействия между членами общества. Фактически, даже сам факт беседы на японском языке требует, чтобы человек точно знал свое положение в иерархической социальной системе по отношению к своему собеседнику. В зависимости от того, кто собеседник, — начальник или подчиненный, употребляются те или иные языковые формы. Таким образом, когда встречаются два японских бизнесмена, они немедленно обмениваются визитными карточками, что дает каждому из них возможность выяснить статус друг друга и определить, какую форму обращения следует использовать.
Второй элемент японской культуры — группизм. Человек идентифицируется скорее как член группы, а не как отдельный индивид. Такое групповое отождествление личности свойственно японским детям с раннего возраста. Между воспитанием детей в дошкольных учреждениях США и Японии существуют принципиальные различия. В американских учреждениях такого типа основное внимание уделяется воспитанию личности ребенка посредством поощрения его достижений, а также посредством повышения самооценки ребенка. В японских дошкольных учреждениях максимум усилий направляется на то, чтобы перевоспитать избалованного дошкольника, каждое желание которого до сих пор исполнялось слепо любящей матерью, и сделать его членом сплоченной группы. И без того сильное групповое отождествление еще больше усиливается этнической однородностью японского общества и его относительной изолированностью от остального мира до 1850 г.
Третьим элементом японской культуры является социальное согласие (в японском языке — «wa»). Задача каждого члена группы состоит в том, чтобы содействовать достижению согласия, или консенсуса, в рамках группы. В японских компаниях решения не принимаются на высших уровнях системы управления, поскольку это нарушило бы принцип «wa». Вместо этого члены группы должны обсуждать проблему и отыскивать пути ее решения до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Необходимость сохранения принципа «wa» является одной из причин того, что во многих японских компаниях поощряется общение между служащими («сарариманами»)* после работы и посещение ими различных званых вечеров. Эти вечера представляют собой средство формирования отношений доверия между членами группы и позволяют им приходить к единому мнению по вопросу решения проблем, возникающих перед их компаниями. Опять же, для сохранения принципа «wa» во многих компаниях практикуется оплата труда рабочих и служащих в зависимости от стажа работы, а не от производительности труда.
Четвертый элемент японской культуры — это обязательства, или долг. Сразу же после принятия на работу человек оказывается в долгу перед компанией. Обязательства человека перед компанией за согласие принять его на работу настолько велики, что человек практически не в состоянии выполнить их в полной мере. Человек обязан компании всем, что у него есть, поэтому нужды компании имеют для него более высокий приоритет, чем личные потребности или потребности семьи. Следствием таких обязательств работника перед компанией является резкое неодобрение перехода работника в другую компанию в японском обществе. В то же время компания принимает на себя определенные обязательства по отношению к своим работникам. Эта ситуация во многом напоминает времена феодализма, когда на феодала была возложена обязанность защищать крестьян, крепостных, ремесленников и торговцев, находившихся в его подчинении. На базе этого элемента культуры японского общества возникла традиционная практика пожизненного найма (до 55 лет), которая, в свою очередь, оказывает влия ние на формирование других методов ведения бизнеса в Японии. Система пожизненного найма вынуждает японские компании проявлять особую осторожность в вопросах подбора персонала. Именно поэтому перед наймом на работу претенденты на рабочие места подвергаются тщательному тестированию и проходят собеседование с руководством компании. Рабочие и служащие, принятые в штат компании, отдают себе отчет в том, что их работа зависит от того, насколько успешно идут дела у работодателя, а также что их занятость гарантирована до тех пор, пока обеспечивается успешная деятельность компании.
После замедления развития экономики Японии в 90-е гг. некоторые японские компании начали отказываться от методов ведения бизнеса, основанных на специфике японской культуры. Компания Fujitsu, например, объявила о планах отказа от оплаты труда в зависимости от стажа работы, а также о переходе к системе оплаты труда за заслуги перед компанией и в соответствии с достигнутой производительностью. Другие компании постепенно снизили приверженность системе пожизненного найма. Тем не менее эта традиционная практика организации трудового процесса остается нормой в большинстве крупных японских компаний.
Источники: «Fujitsu to Institute Merit-based Pay For All Employees», Wall Street Journal, March 26, 1998, p. B5; Richard G. Newman, K. Anthony Rhee, «Self-Styled Barriers Inhibit Transferring Management Methods», Business Horizons, May-June 1989, pp. 17-21.
1. Как происходит обучение японской культуре ее гражданами? В чем особенности этого процесса?
2. Как устанавливаются взаимосвязи между различными элементами японской культуры?
3. Как происходит процесс приобщения к культурным ценностям всех членов японского общества? Каким образом в японской культуре определяется принадлежность к той или иной социальной группе?
4. Задайте аналогичные вопросы применительно к российской культуре. Сравните полученные ответы с Вашими ответами по особенностям японской культуры. Какие общие черты и различия Вы обнаружили в процессе сравнения?