Гиперреальность
Символический обмен приводит к утверждению «гиперреальности». Под гиперреальностью Бодрийяр понимает симуляции чего-либо. Гиперреальность более реальна, чем реальность, более правдива, чем истина, более очаровательна, чем само очарование. В качестве примера гиперреальности Бодрийяр приводит Диснейленд.
Превращение символов в гиперреальность, по Бодрийяру, осуществляется благодаря серии последовательных превращений символов:
1) символ отражает сущностную характеристику реальности;
2) символ маскирует и искажает сущность реальности;
3) символ уже скрывает отсутствие сущности реальности;
4) он перестает соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь подобие или видимость чего-либо.
Гиперреальность имеет дело с фрагментами или вообще с видимостью реальности.
По Бодрийяру, общественное мнение отражает не реальность, а гиперреальность. Респонденты не выражают собственное мнение. Они воспроизводят то, что ранее уже было создано в виде системы символов средствами массовой информации.
Политика, как считает Бодрийяр, тоже обретает форму гиперреальности. Партии не отстаивают и не борются за что-либо реальное. Тем не менее, они противостоят друг другу, «симулируя оппозицию».
Бюрократическая система контроля, адекватная экономическому обмену, уступает место «мягкому контролю, осуществляемому с помощью симуляций» Все социальные группы в итоге преобразуются в «единую огромную симулируемую массу».
«Революция нашего времени есть революция неопределенности». Её результатом является то, что индивиды являются индиффирентными относительно времени и пространства, политики и труда, культуры и секса (все больше людей склонны к тому, чтобы хирургически или семиотически изменить пол) и т.д.