Стимульный материал к методике «Сложные аналогии»
a) Овца – стадо
b) Малина – ягода
c) Море – океан
d) Свет – темнота
e) Отравление – смерть
f) Враг – неприятель
Испуг – бегство | Слово – фраза |
Физика – наука | Бодрость – вялость |
Правильное – верное | Свобода – независимость |
Месть – поджог | Праздность – безделье |
Бережливость – скупость | Глава – роман |
Десять – число | Покой – движение |
Грядка – огород | Прохлада – мороз |
Похвала – брань | Обман – недоверие |
Пара – два | Пение – искусство |
Испытуемому говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)» и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет – темнота» – противоположные понятия, «отравление – смерть» имеют причинно-следственную связь, «море – океан» имеют количественное отличие. После этого обследуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится, и назвать принцип этой связи. Против каждой пары он ставит ту букву, которая стоит около пары-образца. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не сделает две–три попытки самостоятельного решения. В случае если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с ним решает две–три задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму: «физика – наука» соответствует паре «малина – ягода», потому, что физика – одна из наук, так же как малина – это один из видов ягод. Или «испуг – бегство» соответствует паре «отравление – смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.
Форма протокола к методике «Сложные аналогии»
Какую пару к какой относить | Обсуждение, доказательства |
Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право написать в заключении, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей (но это еще не означает, что у него нет никаких расстройств мышления).
Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает право делать вывод об интеллектуальном снижении (многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание). Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого.
Без обсуждения эксперимент не имеет смысла. Особенно трудны соотношения понятий «бережливость – скупость» и «прохлада – мороз» (они редко выполняются без помощи экспериментатора, но дискуссия по ним интересна).
При исследовании испытуемых с высоким уровнем образования эта методика всегда дает интересный результат как материал для обсуждения.