Стимульный материал к методике «Простые аналогии»

 

1. Лошадь Жеребенок Корова Пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2. Яйцо Скорлупа   Картофель Курица, огород, капуста, суп, шелуха  
3. Ложка Каша   Вилка Масло, нож, тарелка, мясо, посуда  
4. Коньки Зима   Лодка Лед, каток, весло, лето, река  
5. Ухо Слышать   Зубы Видеть, лечить, рот, щетка, жевать  
6. Собака Шерсть   Щука Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя  
7. Пробка Плавать   Камень Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик  
8. Чай Сахар   Суп Вода, тарелка, крупа, соль, ложка  
9. Дерево Сук   Рука Топор, перчатка, нога, работа, палец  
10. Дождь Зонтик   Мороз Палка, холод, сани, зима, шуба  
11. Школа Обучение   Больница Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной  
12. Песня Глухой   Картина Хромой, слепой, художник, рисунок, больной  
13. Нож Сталь   Стол Вилка, дерево, стул, пища, скатерть  
14. Рыба Сеть   Муха Решето, комар, комната, жужжать, паутина  
15. Птица Гнездо   Человек Люди, птенец, рабочий, зверь, дом  
16. Хлеб Пекарь   Дом Вагон, город, жилище, строитель, дверь  
17. Пальто Пуговица   Ботинок Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа  
18. Коса Трава   Бритва Сено, волосы, острая, сталь, инструменты  
19. Нога Сапог   Рука Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть  
20. Вода Жажда   Пища Пить, голод, хлеб, рот, еда  
21. Электричество Проволока   Пар Лампочка, ток, вода, трубы, кипение  
22. Паровоз Вагоны   Конь Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня  
23. Алмаз Редкий   Железо Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный  
24. Бежать Стоять   Кричать Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать  
25. Волк Пасть   Птица Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение  
26. Растение Семя   Птица Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо  
27. Театр Зритель   Библиотека Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель  
28. Утро Ночь   Зима Мороз, день, январь, осень, сани  
Железо Кузнец   Дерево Пень, пила, столяр, кора, листья  
30. Нога Костыль Глаза Галка, очки, слезы, зрение, нос  

В норме исследуемые усваивают порядок решения задач после двух–трех примеров. Если испытуемый не может усвоить задание после трех–четырех примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.

 

Форма протокола к методике «Простые аналогии»

 

Номер задачи Ответ Объяснение
     

Примечание. В протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение – сразу, в порядке решения задач или после решения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с испытуемым, эту дискуссию следует записать как можно более подробно в виде диалога.

Если испытуемый безупречно выполняет все задание, решив все 30–35 задач быстро и без ошибок, это не дает психологу основание утверждать, что мышление испытуемого не нарушено. Данная методика может не выявить тонких, мало выраженных расстройств.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Сложные аналогии.

Методика направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методику применяют при исследовании лиц со средним и высшим образованием.