Психолого-педагогические рекомендации курсантам по усвоению содержания лекций по гуманитарным дисциплинам.

В конце XX - начале XXIвв. средний срок жизни новых технологий и создаваемых на их основе технических новшеств, составляет 5-7 лет. Данное обстоятельство предписывает специалистам, работающим в данных областях, существенную корректировку в области знаний, освоение новых методов и технологий, что обусловливает не просто повышение их квалификации, но и расширение горизонта профессиональной деятельности. Отсюда вытекают вполне определенные требования к системе образования.

Основными целями высшего образования в начале XXI в. является максимальное развитие в каждом человеке его генетически детерминированных возможностей и способностей в области наибольшего их проявления, формирование у людей рационального критического мышления, вооружение их точными знаниями современной науки, техники и технологии, позволяющие добиться максимального эффекта от их использования при достигнутых экономических и других условиях в меняющейся природной ситуации.

Необходимость постоянного обновления запаса знаний требует переориентации системы образования с процесса освоения знаний на обучение современного человека технологией самостоятельного развития.

Лекции по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам играют организующую и направляющую роль при изучении дисциплины, дают целостное изложение материала. Важнейшими функциями лекции являются: информационно- познавательная (изложение учебного материала по программе, ориентирование на новое в учебной и научной литературе); мировоззренческая (выражение типов мировоззрения); логико-методологическая (формирование дисциплины мысли, стройности мышления обучаемых, вооружение их всеобщей методологией научного исследования); воспитательная (ответы на многочисленные вопросы жизни человека и общества, гуманитарная оценка событий и явлений жизни); методическая (конкретные рекомендации по самостоятельному творческому накоплению, углублению, закреплению гуманитарных знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам гуманитарных и социально-экономических дисциплин). В процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено чтение различных видов лекций, и прежде всего установочной (вводной), учебно-программной и обзорно-итоговой.

Установочная лекция призвана восстановить ранее приобретенные знания, помочь обучаемым организовать свою самостоятельную работу по изучению гуманитарных дисциплин, подготовить их к восприятию более сложных проблем.

Учебно-программная лекция является основным видом, она читается на высоком концептуально - методологическом уровне, носит проблемно-диалоговый характер, обеспечивает логику и целостность курса, изложение главных, узловых вопросов дисциплины на основе последних данных науки в тесной связи с практикой деятельности специалистов медицинского профиля.

Обзорно-итоговая лекция читается на заключительном этапе изучения дисциплины. В ней дается краткий обзор изученного материала. Особенностями данного вида лекции являются опора на имеющиеся у обучаемых знания, показ им связи между различными разделами дисциплины, сосредоточение внимания на методологическом значении изученного материала, на обобщениях, выводах, дополнениях с учетом новейших достижений современной науки, медицинской теории и практики, изменений в обществе, появившихся новых учебно-методических материалов.