Вопрос 2. Талевая система подъемников и агрегатов . Краткая характеристика.
Талевая система, предназначенная для уменьшения натяжения на подвижной ветви каната, навиваемого на барабан, состоит из кронблока, талевого блока, крюка, талевого каната и направляющего ролика.
Талевый канат попеременно огибает шкивы кронблока и талевого блока или крюкоблока; при этом подвижный его конец, проходящий через оттяжной ролик, закрепляют на барабане подъемной лебедки, а неподвижный — прикрепляют к рамному брусу вышки, а на передвижных установках — к специальной проушине на станине. В зависимости от глубины скважины, вида работ и предполагаемой нагрузки выбирают оборудование талевой системы соответствующей грузоподъемности.
Стальные (талевые) канаты выпускаются промышленностью различных конструкций и диаметра в зависимости от назначения, условий работы и предъявляемых к ним. требований.
Основное требование, предъявляемое к стальным канатам,— обеспечение заданного расчетного разрывного усилия при конструкции с оптимально минимальным диаметром, минимальными массой и жесткостью.
При ремонте скважин в основном применяются следующие типы оснасток: 2х3, 3х4, с диаметром каната 22, 25 мм.
За состоянием каната должен быть установлен контроль. Частота осмотров каната устанавливается в зависимости от характера и условий работы. Выбраковка и замена канатов производится в соответствии с критериями, установленными "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов". Запрещается использование канатов, если:
- одна из прядей оборвана, вдавлена или на канате имеется выдавление (расслоение) проволок в одной или нескольких прядях;
- выдавлен сердечник каната или пряди;
- на канате имеется деформация в виде волнистости, корзинообразности, местного увеличения или уменьшения диаметра каната;
- число оборванных проволок на шаге свивки каната диаметром до 20 мм составляет более 5%, а на канате диаметром свыше 20 мм - более 10%;
- на канате имеется скрутка ("жучок"), перегиб, залом;
- в результате поверхностного износа, коррозии диаметр каната уменьшился на 7% и более;
- при уменьшении диаметра наружных проволок каната в результате их износа, коррозии на 40% и более;
- на нем имеются следы пребывания в условиях высокой температуры (цвета побежалости, окалины) или короткого электрического замыкания (оплавление от электрической дуги).
При перетяжке каната перед подъемом талевого блока с пола буровой площадки на барабане лебедки должно быть намотано 3-4 витка талевого каната.
Применять срощенные канаты для оснастки талевой системы буровой установки, агрегатов для освоения и ремонта скважин, а также для подъема вышек и мачт, изготовления растяжек, грузоподъемных стропов, удерживающих, рабочих и страховых канатов запрещается.
Резка талевых канатов, а также канатов для подъема вышек и мачт, растяжек, страховочных канатов с использованием электросварки запрещается. Резку канатов следует производить с использованием специальных приспособлений с применением защитных очков (масок).