Обложка альбома «Deep Purple» «In Rock»

В первой половине 1970-х годов к хард-роковому клану присоединились британские группы «Uriah Heep», «Wishbone Ash», «Budgie», шотландская «Nazareth», ирландская «Thin Lizzy», американская «Blue Oyster Cult», канадские «Guess Who» и «Bachman-Turner Overdrive» и др.

Приблизительно в то же время в рамках хард-рока стали появляться и стилевые разновидности, обладавшие некоторой долей самостоятельности. К ним относятся тяжелый рок-н-ролл («Geordie», американская «Aerosmith» периода 1970-х годов, австралийская «AC/DC»), тяжелый буги (английская «Status Quo»), кантри-хард-блюз (американская «ZZ Top»), мелодичный хард-рок, или софт-хард (немецкая «Scorpions», американские «Mountain» и «Cheap Trick»), и др. В конце 1970-х годов под влиянием панка от хард-рока отделился хэви-металл.

Дальнейшая судьба хард-рока складывалась непросто, хотя ему удалось выстоять и во времена наступления на рок-сцену панка, диско, пост-панка (конец 1970 – начало 1980-х годов), удержаться «на плаву» в период засилья электронно-танцевальных стилей на рубеже 1980 – 1990-х годов и даже пережить грандж, вторгнувшийся на музыкальную арену в начале 1990-х годов.

Некоторые группы, как, например, «Nazareth», отдав дань модным стилям, вернулись в конце концов к типовому хард-року, другие своей творческой деятельностью обусловили формирование новых направлений. Были и такие коллективы, которые оставались всегда верны однажды выбранному пути.