Европейская реклама и журналистика

Первыми попытками пространственного упорядочения рас­пространения новостей явилась организация информационных бюро. Их представляли небольшие группы людей, специализиро­вавшихся на сборе и распространении оперативной информации с помощью первоначально рукописных, а затем и печатных летучих листков. В Англии и во Франции в XVI веке сбором и распространением информации занимались ньюсмены или нувелисты. Исходное же упоминание о деятельности прототипов адресных бюро в Европе относится к Италии XVвека.

XVI век вошел в историю массовой коммуникации таким знаменитым событием как развитие многотиражной печати и издательской деятельности. XVIIвек перевернул прежние представления о массовой информации. Это связано с созданием адресных бюро и выходом в свет первых газет. Рукописные газеты, газетные листки отпечатанных новостей политической и религиозной направленности, альманахи сборники новостей – таковы этапы развития регулярных изданий.

По мере развития газетной индустрии печатная реклама приобретает характерные для этого средства рекламы формы. Истоки французской и английской моделей рекламы могут оцениваться на основе различных критериев. Наиболее очевидный критерий базируется на учете особенностей форм рекламной поддержки в прессе. Англии понадобилось целое столетие, чтобы отточить формулу, ставшую традицией, когда на страницах газеты соседствовали публицистические и рекламные материалы, новости, материалы дискуссий частных лиц о государственных делах и государствен­ные переговоры по поводу дел частных лиц. Гарантия мирного сосу­ществования заключается в совмещении двух частей издания: рек­ламы (платного размещения объявлений) и паблисити (бесплатно распространяемых материалов с целью информирования). Во фран­цузской модели, наоборот, редакционные и рекламные материалы четко разделялись. Ренодо, например, использовал два различных издательских патента. Один - для "La Gazette", другой - для "Лист­ков" ("Les Fellies"). В первом издании печатались только реклам­ные сообщения, во втором не было ни одного рекламного текста.