Деятельность в дошкольном и школьном возрасте.

Игра является характерной формой общения и деятельности для детей разного, особенно дошкольного, возраста. Именно в ней в ранние годы и происходит интенсификация общения детей со сверстниками и взрослыми. Два основных вида игры – предметно-манипулятивный и сюжетно-ролевой - имеют разное значение для развития различных сторон психики и соответственно познавательных процессов и личности ребенка.

В теории Д. Б. Эльконина, продолжающей линию развития деятельностного подхода к формированию психики ребенка, отношения детей со взрослыми, их совместная практическая деятельность и общение, реализуемые в рамках этой деятельности, также являются основанием для познавательного и личностного развития ребенка.

Предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития ребенка. Затем происходит постепенный переход предметной деятельности в бытовую и закладываются основы для последующего усвоения трудовых действий.

В ролевых играх у ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли и соответствующих ей действиях. Уже на развитом этапе ролевых игр ребенок вступает во взаимодействие с другими детьми. Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями, дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива.

На следующем этапе – игр по правилам – эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие. Причем теперь уже действия регулируются абстрактными требованиями или правилами. Окружающие люди, участники игры начинают выступать как носители таких правил. Начинается, по существу, выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой (деятельность все еще не дает полезного продукта), по психологической структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама деятельность, а ее результат) и учению (целью является освоение игры).

Значение игры определяется С. Л. Рубинштейном таким образом: “Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры”.

Основными видами деятельности шестилетних детей продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебная деятельность только начинает складываться. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

Произвольное управление действиями, соблюдение правил возможно только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

Все это требует от учителей, воспитателей, родителей – всех, кто принимает участие в обучении и воспитании шестилетних школьников, особого подхода к ним, учета переходного характера возраста.

Психологически правильная организация деятельности маленьких первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года – в форме прямого обучения.

При этом дети должны различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание обязательно и его необходимо выполнять.

Учитель обязан мягко, но настойчиво приучать школьника к новому режиму жизни, внушать ему мысль, что учение – серьезная, напряженная работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

 

 

Учение, как утверждает А. В. Петровский, включает в себя:

- усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);

- освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);

- овладение способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения).

Следовательно, учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Основной целью учения является подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности посредством освоения обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества, итогов прошлого общественного труда.

Учение является стороной социального процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося. В ходе обучения и развития происходит и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем развитие способностей ребенка.

Основными мотивами сознательного учения могут выступать:

- естественные стремления подготовиться к будущей деятельности;

- интерес к знанию (осознание обязанностей);

- желание выполнить свои обязанности;

- возможность самоутвердиться.

Существенно изменяется характер процесса учения и в зависимости от различных ступеней развития учащихся. Учет индивидуальных и возрастных особенностей является одним из основных принципов дидактики. На различных ступенях умственного развития единый в многообразии своих форм процесс познания, процесс непрерывного перехода от адекватного ко все более полному и адекватному знанию протекает на различном уровне и в различных формах.

Через обучение совершается и воспитание. Обучение формирует не только те или иные способности, но и личность в целом, ее характер и мировоззрение. Задача воспитателя требует не только настойчивости, но и душевной широты и ясного осознания границ своих возможностей перед лицом индивидуальности другого человека. Взрослеющий ребенок, строя собственную жизнь, оказывается непохожим на задуманную модель. Чем взрослее ребенок, тем больше в нем своей собственной, независимой от старших действительности и тем в большей степени воспитание становится самовоспитанием.