Артикуляционная гимнастика.
Отрабатывайте с ребёнком 2—3 упражнения, а затем добавляйте по одному.
Звуки, нуждающиеся . в постановке или № коррекции Упражнений, звуков необходимых для коррекции или постановки звуков | с, з, ц | ш, ж ч, щ | Р | Л |
Общая артикуляционная гимнастика (для всех) | 1-19 | |||
Артикуляционная гимнастика для различных групп звуков | 20-31 | 32-37 | 37-43 | 44-50 |
Упражнения артикуляционной гимнастики с тренировкой выдоха | 23 25 27 | 39 43 |
Обращаем ваше внимание на то, что не рекомендуется одновременно работать над звуками, которые требуют подъёма языка (ш, ж, р, л), и свистящими (с, з, ц), при произношении которых язык находится внизу.
Таким образом, проделав упражнения № 1—19, вы можете отрабатывать комплекс для свистящих (№ 20—31). Но можно одновременно выполнять упражнения для шипящих (№ 32—37) и «р» (№ 37—43), так как эти звуки требуют подъёма языка.
Работа над «л» не может сочетаться с работой над шипящими и свистящими звуками. Советуем упражнения для звука «л» (№ 44—50) проводить отдельно.
Обращаем ваше внимание, что для правильного произношения всех звуков (кроме «л») необходима отработка центрального выдоха, то есть воздушная струя должна проходить по середине языка. Только произношение звука «л» не требует этого. При его произношении воздух выходит по бокам (упражнение № 50).