Индивидуальная стратегия стрессоустойчивого поведения
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение».
Стрессявляется неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
В динамике стрессового реагирования выделяют три фазы стресса:
1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Типичные симптомы стресса: резко падает работоспособность человека, понижается жизненная и творческая активность, появляется беспричинная вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром и т.д.
Основоположник учения о стрессе Г. Селье предложил различать собственно «стресс» как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий и «дистресс» как состояние, безусловно, вредное для здоровья.
Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций.
Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Дистресс возникает тогда, когда механизмы стресса недостаточно эффективны. Или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться, точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс.
Стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения, значительно важнее закалять организм не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.
Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве агрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.
Организационные факторы:
1) перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
2) конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
3) неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
4) неинтересная работа (научные исследования показывают, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
5) плохие физические условия (шум, холод и пр.);
6) неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью ;
7) плохие каналы обмена информацией в организации и др.
Организационно-личностные факторы:
1) страх не справиться с работой;
2) страх допустить ошибку;
3) страх быть обойденным другими;
4) страх потерять работу;
5) страх потерять собственное Я.
Организационно-производственные факторы:
1) неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;
2) неразрешенные конфликты;
3) отсутствие социальной поддержки.
К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
Перечень методов минимизации стрессов (для руководителя):
1) Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий —
важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
2) Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
3) Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
4) Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но
чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)
5) Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
6) При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
7) Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
8) Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
9) Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
10) Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д. Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Перечень методов минимизации стрессов (для подчиненных):
1) Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации, но улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
2) Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
3) Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители,
как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
4) Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и
тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.
5) Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
6) Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
7) При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10—15-минутных периодов расслабления в
день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособность.
8) Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными.
9) Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно приемлемых формах. Социально одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а
найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой
организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет). Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.
Достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку.
Основой стрессоустойчивой жизненной стратегии является поисковая активность.
Поисковая активность — это общий неспецифический фактор, который определяет устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения.
Фаза сопротивления переходит в фазу истощения (стресс сменяется дистрессом) именно тогда, когда поиск выхода уступает место отказу от поиска. Теперь становится понятным, почему в экстремальных условиях (войн, блокад) психосоматические недуги отступают. Повседневная борьба за жизнь, победу над врагом — это, несомненно, проявление поисковой активности.
При этом организм так мощно мобилизует все свои ресурсы, что обычным «мирным» болезням его не взять. Когда же люди, пережившие войну, возвращаются к жизненной ситуации, не требующей крайнего напряжения, поисковая активность неизбежно уменьшается, организм «демобилизуется», и обычные психосоматические болезни возвращаются.
Тот же механизм перепада поисковой активности, видимо, лежит и в основе «болезни достижения». Суть его в том, что человек, поставивший перед собой какую-либо крупную цель и потративший неимоверное количество усилий на ее достижение, добившись успеха, часто испытывает не счастье и заслуженное блаженство, как можно было бы ожидать, а напротив — некое разочарование, опустошенность, потерю осмысленности жизни. Оказывается, что период, наступающий сразу после достижения пика успеха, весьма опасен для здоровья. Устойчивость организма не только к психосоматическим, но даже и к инфекционным заболеваниям резко снижается.
Пока человек изо всех сил стремится к вожделенной цели, он предельно мобилизован и защищен от дистресса. Но как только цель достигнута и появился соблазн беззаботно насладиться плодами победы, уровень поисковой активности резко падает и соответственно возрастает опасность разных недугов.
Итак, поисковая активность обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивостъ. Дефицит же такой активности создает предрасположенность к дистрессу и всем его негативным последствиям.