Организация работы аудитора

Деятельность аудитора включает ряд последовательных этапов:

1. ознакомление с поставленной задачей;

2. определение границ своих действий;

3. изучение социального баланса и другой документации организации и нормативных документов;

4. составление вопросников и анкет;

5. подготовка детализированной рабочей программы;

6. реализация работы;

7. составление отчета.

Обычно такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных организаций осуществляется в течение примерно 10 месяцев при работе 3-4 экспертов.

Аудитор трудовой сферы начинает проверку с изучения и исследования результатов деятельности организации, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить отклонения от норм и стандартов. Особое внимание при этом уделяется финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, а также расходам на содержание персонала. Выполненное исследование позволяет обнаружить отклонения от норм и стандартов, выявить сильные и слабые стороны организации, выявить как настоящие, так и будущие проблемы (риски), провести анализ причин их возникновения, предложить заказчику рекомендации для последующих действий.

Для ознакомления с клиентом, разработки программы проверки аудитор сначала проводит предварительное анкетирование или опрос сотрудников.

Значительный объем информации дает изучение социального баланса организации и ее планов социального развития.

Анализ социального баланса помогает получить следующие сведения:

ü структура и характеристика работающих в организации (уровень квалификации работников, стаж работы, возрастные группы);

ü условия труда и состояние техники безопасности (риск производственного травматизма, профессиональные заболевания, организация и содержание работы, физические условия труда, продолжительность и планирование рабочего времени);

ü характеристика поведения работников, которое в сопоставлении со структурными характеристиками населения и условиями жизни в регионе составляет важный элемент диагностики и идентификации социальных проблем.

На основе предварительного анкетирования и изучения социального баланса готовится программа проверки, ориентированная на конкретную организацию, выбираются значимые вопросы, вокруг которых концентрируется дальнейшая работа. Аудитор ответствен за применение подходящих средств для получения достоверных и удовлетворительных результатов.

Для оценки социальной политики нужно выделить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей аудита:

ü занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);

ü оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы);

ü безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);

ü профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость).

В результате анализа социальной политики организации устанавливаются ее сильные и слабые стороны, что позволяет выявить:

ü имеющие место несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой;

ü случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики;

ü принципиальные источники социальных рисков;

ü зоны социальных издержек.

Завершается аудиторская проверка составлением отчета, в котором анализируются принципы социальной направленности, определяется ответственность каждой из групп персонала и предлагаются стимулирующие меры. В отчете могут быть рассмотрены различные пути совершенствования управления персоналом, включая внедрение новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения, касающиеся модификации существующих процедур, совершенствования документации, даны уточнения.

Отчет аудитора должен содержать конкретные рекомендации. К сожалению, во многих случаях аудитор ограничивается предложениями действий, позволяющих решить отдельную проблему, организовать рабочую группу, повысить квалификацию, обратиться внешнему эксперту, провести дополнительный аудит и т.д.

В целом правильно поставленный и выполненный аудит в трудовой сфере позволяет повысить прибыльность организации за счет выявления ее резервов внутрифирменных социально трудовых отношений.