Статистические методы анализа и прогнозирования рынка

Статистические методы анализа и прогнозирования рынка используются в тех ситуациях, когда необходимая информация может быть получена на основе обработки и анализа реальных данных, о состояниях изучаемых явлений за некоторый период времени . С их помощью решают , например, задачи выявления наиболее существенных факторов, обусловивших колебания спроса, изменения цен, общей стоимости реализованной продукции и т.п. Делают это путем расчета специальных показателей - коэффициентов эластичности, различных индексов (физического объема, стоимости, цен и других). Как правило, здесь необходима информация о состояниях рассматриваемых процессов за два соседних периода - базового и отчетного. Рассчитанные значения таких коэффициентов по разным товарам могут быть использованы для получения приблизительных оценок изменения опроса на них в предстоящем периоде, если известна информация о предполагаемых изменениях среднедушевого дохода.

Еще более широкие возможности для анализа и прогноза рыночной ситуации представляют методы эконометрического моделирования. При их использовании обычно исходят из предположения о постоянстве основных причинно-следственных отношений между характеристиками исследуемого процесса и влияющими на него факторами, которые были зафиксированы в некоторый период времени в прошлом. Примером таких ситуаций является зависимость объема реализации продукта от его цены, качества, расходов на рекламу т.п. Допускается, что эти отношения могут быть сформулированы в виде некоторого уравнения, отражающего зависимость рассматриваемого процесса от факторов. В качестве такого закона часто используется линейная зависимость. Далее, основываясь на реальной информации о значениях явлений нa достаточно продолжительное время в прошлом, с помощью известных статистических методов, например, наименьших квадратов, можно оценить коэффициенты этого уравнения. Имеющуюся формулу можно применить при анализе влияния на изучаемые явления различных факторов и в перспективных исследованиях. Для получения прогноза рассматриваемого процесса в будущем достаточно подставить в уравнение предполагаемые значения факторов. Так, по уровню планируемых цен, качеству продукта, расходов на его рекламу можно рассчитать ожидаемую величину спроса.