Экологические предпосылки

М.В. Рац проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий пришел к выводу о том что "центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным что "разруха не в клозетах а в головах" (М. Булгаков) а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой а в конфликте различных систем деятельности".

"Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому) социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть наряду с прочим результат реализации культурных норм и образцов деятельности живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли - все это заранее обречено на неудачу потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц".

"Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры фиксации и использования опыта а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается что экологический кризис - это не кризис в системе производства (как это принято считать) а кризис системы воспроизводства или кризис культуры оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира".

Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того что путь улучшения экологии планеты помимо проведения природоохранных мероприятий лежит также через систему образования и воспитания. Экология будет восстановлена только тогда когда будет реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и экологии личности когда в общество будет внедрена программа всестороннего экологического образования.