Философия марксизма
Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).
Философия марксизма сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.
Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма явились труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь - материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.
Под влиянием материалистической философии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевского идеализма к материализму.
Однако при этом резко критиковали:
- материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);
- диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).
В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.
Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.
Философия марксизма является составной частью марксизма как целостного учения Маркса. Помимо философии, марксизм имеет и другие составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономическую теорию (политическая экономия).
1. Основой мира является вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконечного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека, понятия, категории, культуру в целом), которые также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.
2. Диалектика понятий является отражением диалектики вещей.
3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.
4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.
5. Изменение главной задачи философии – нужно не объяснять мир, как прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.